ulybika.ru

Чин воздвижения креста на праздник крестовоздвижения. Особенности богослужения праздника воздвижения Праздник в православном богослужении

После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.

Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию.

По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения.

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй ; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

В Дрезденском списке и в списке Paris. Gr. 1590, 1063 г., Типикона Великой церкви царьградский чин Воздвижения описан значительно подробнее: после утреннего входа (совершавшегося в конце великого славословия) Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари в честь Креста). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал три земных поклона, и начиналось священнодействие, состоявшее из трех циклов по пять воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону амвона, где и воздвигал Крест, понемногу поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали стократное Господи, помилуй . При пении трех последних Господи, помилуй Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. Затем, после небольшого отдыха (во время к-рого певцы пели тропарь Днесь пророческое исполнися слово... ), Патриарх начинал второй цикл воздвижений - опять с пятикратным возвышением Креста и пением Господи, помилуй по восемьдесят раз, - и вновь отдыхал (певцы пели тропарь Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего... ). Наконец, Патриарх совершал третий цикл воздвижений по тому же чину, но с пением Господи, помилуй по шестьдесят раз. После завершения воздвижений пели Вознесыйся на Крест волею... , и начиналась Божественная литургия.

Описанный константинопольский кафедральный чин Воздвижения встречается и в славянских рукописях - например, в новгородском Требнике РНБ. Соф. 1056, XIV в., в болгарском Енинском Апостоле XI в., - с тем отличием, что Крест предписано воздвигать на восток, запад, юг, север и снова на восток (то есть стороны меняются не по кругу, а символически осеняются крестым знамением).

В Типиконах студийской традиции чин Воздвижения основан на константинопольском кафедральном чине, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть; вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (также состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света).
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, близкому к первоначальной редакции Студийского устава и принятому на Руси до кон. XIV в., чин совершался в конце утрени, после Трисвятого, тропаря Крестови Твоему... и поклонения Кресту с пением праздничных стихир. Чин Воздвижения начинался с пения трех тропарей (тех же, что и в Типиконе Великой церкви); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал первый час.

Согласно Евергетидскому Типикону, представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, чин Воздвижения совершали не в алтаре, а в храме. После тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении Господи, помилуй (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении оставшихся девяноста семи Господи, помилуй ; далее священнодействие повторялось с обращением на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в студийских Типиконах южноиталийских редакций.

В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели, представляющем афонскую редакцию Студийского устава и принятому в Грузии до XV в., описаны два варианта чина Воздвижения. Первый соотвествует приведенному в Евергетидском Типиконе (но порядок сторон света: восток, север, запад, юг и снова восток). Второй чин Воздвижения Креста говорит о совершении чина Патриархом, особенности чина (например, большое количество песнопений после входа на славословии) указывают на подчеркнутую связь с практикой Великой церкви.

В Иерусалимском уставе, принятому в течение XII–XV вв. в Православной Церкви повсеместно, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие - лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других - только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах - по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Согласно некоторым памятникам, при совершении чина Воздвижения отменяется сугубая ектения утрени - по той причине, что сходные с ней прошения входят в состав чина. На Крест во время Воздвижения, как и в Иерусалиме в древности, принято возливать душистую воду.

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»

См, также: , Днесь, братие, Крест Пресвятый воздвижется... (Поучение на праздник Воздвижения Честнаго Креста из служебного Пролога)

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Москов-скаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души хри-стианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Воз-несыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

Чин воздвижения Креста, прежде чем получить настоящий свой вид, имел многовековую историю формирования. Известная в науке (как самая ранняя) запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам . «В день воздвижения Креста, – говорится в данном памятнике, – в три часа звонят к службе, входят в диаконник; служащий литургию иерей облачается, украшают три креста или же один только и полагают на престоле; пред престолом произносят ектению и молитву и говорят „Отче наш», стихиру гласа 2-го „Покланяемся, Христе, копию проводившему», стих „Дал еси знамение боящимся Тебе»; ипакои Креста; диакон говорит ектению „Помилуй нас, Боже»; священник подъем-лет крест и при пении 50 раз „Кирие, елейсон» обращает его (к народу), говорит молитву „О свышнем»; и поют стихиру гласа 6-го „Просвети нас на Крест Твое восшествие», стих „Воз-вестиша небеса славу Твою», ипакои гласа 6-го „Приидите, вер-нии, познаим». Говорят ектению „Помилуй нас, Боже». [Далее:] стихира третья гласа 2-го „Кресту Твоему покланяемся», стих „Сотвори с нами знамение», ектения „Помилуй нас, Боже». Выполняют вышеописанный чин. После этого омывают крест, намащают его благовониями и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и крест полагают на престоле» .

Первую особенность изложенного чина сравнительно с современным составляет употребление в нем не одного, а трех крестов, из коих украшается, воздвизается и намащается благовониями только один. Вторая особенность чина – не пятикратное воздвизание креста, а, судя по трем ектениям, трехкратное. И третья особенность – омовение воздвигнутого креста, намащение его благовониями и целование. Все эти особенности, не известные современному чину, представляют собою не что иное, как воспроизведение в форме богослужебных обрядов тех исторических обстоятельств, какие имели место, по сообщениям греческих историков, в событии обретения Креста Господня.

В чине Воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, т. е. и в событии обретения Креста Господня, и в древнейшем чине Воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину – с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воз-двизал Животворящий Крест, а народ взывал «Господи, помилуй». Песнопения, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле, в чине, когда иерей делает первое воздвизание креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню как к таковому, а к иному орудию казни: «Покланяемся, Христе, копию проводившему». Равным образом при втором воздвизании певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно ко Кресту Господню как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгоф-ских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие». И только при третьем воздвизании мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к Животворящему Древу: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине Воздвижения.

Замечательно, что упомянутые действия – омовение и на-мащение креста благовониями и его целование – происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения Животворящему Древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу. Итак, в самом раннем чине Воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Само это историческое событие, таким образом, положило начало чину Воздвижения.

Как долго существовал чин Воздвижения Креста в том виде, как он описывается в канонаре VII века, т. е. с употреблением трех крестов и трех воздвизаний, неизвестно. По-видимому, употребление в чине Воздвижения трех крестов в отдельных Церквах имело место и в более позднее время, когда чин Воздвижения получил вид, близкий к современному. В требнике XIII века, когда-то принадлежавшем новгородскому Софийскому собору, говорится, что по окончании чина Воздвижения Креста «пойдет святитель в олтарь несый крест на плещи и с ним попове несуще кресты» . В Москве вынос из алтаря воздвизального креста сопровождался изне-сением запрестольных креста и образа Богородицы, о чем в чиновнике Успенского собора говорится: «И вземлют диаконы рипиды, а предельные попы – образ Пречистыя запрестольной меньшой да крест письмяной, а патриарх тогда кадит окрест престола по Уставу. И по славословии, как начнут пети „Святый Боже», и патриарх взем на главу и выносит крест честный на главе, и пойдут северными дверьми» . Такая практика существовала здесь еще до середины XVII века, когда на поле данного чиновника появилась надпись: «А носят один крест, образ Богородицын и крест письмяной отставлен» .

Как видоизменялся чин Воздвижения, почему из него исчезли два креста? Это обстоятельство не было случайным и имело свои исторические основания. Известно, что в 614 году, когда персы опустошили Палестину и Иерусалим и патриарх Захария был взят в плен, вместе с ним был унесен завоевателями в Персию и Крест Господень. По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628 году, патриарх Захария был освобожден из плена, возвращен был и Крест Господень . Путь Животворящего Креста, длившийся несколько недель, был непрерывным торжеством во славу Креста Господня. Всюду, где следовала процессия с Животворящим Древом, совершались молебствия и поклонение Кресту Господню. По прибытии в Иерусалим Святой Крест был торжественно водружен на прежнем месте, где стоял до пленения. Празднование этого события было установлено на 14 сентября – второй день после дня обретения Креста Господня св. Еленой .

Празднование двух разных событий из истории Креста Господня в два дня, следующие непосредственно один за другим, послужило к отождествлению этих событий в сознании людей, так что 14 сентября стало праздником и обретения Креста, и его возвращения. Обстоятельства же, какими сопровождалось возвращение Святого Креста из персидского пленения, будучи в памяти людей более свежими, чем имевшие место 300 лет тому назад, отразились на чине Воздвижения Креста в сторону его изменения.

Два креста в чине исчезают, остается один, воздвигаемый уже не на три стороны, а на четыре. По Синайскому канона-рю X века в конце утрени после великого славословия священники восходили на амвон и пели тропари «Спаси, Господи, люди Твоя», «Животворящий Крест Твоея благости», «Днесь пророческое» и «Точию водрузися Древо Креста Твоего», причем каждый из этих тропарей повторял и народ, стоящий в храме. Во время пения последнего тропаря на амвон поднимался епископ в преднесении пред ним креста. Епископ делал поклоны перед крестом и воздвизал его на восток, юг, запад и север. Диакон не произносил никаких прошений, но вместе с народом пел на каждом воздвизании сто раз «Господи, помилуй». Интересна одна деталь чина, касающаяся исполнения «Господи, помилуй». Канонарь указывает в каждой сотнице первые три раза «Господи, помилуй» петь протяжно, затем переходить на умилительный напев, а заканчивать сотницу «на крик» (πληροί о λαός κράζων ). По исполнении четырех воздви-заний пели «Вознесыйся на Крест волею». Этот тропарь исполняли многократно, пока совершалось целование Креста .

Указание Синайского канонаря петь «Господи, помилуй» сначала медленно, потом умилительным напевом, а затем кричать, на первый взгляд может показаться странным. Но вспомним то мощное «Воистинну воскресе», которое, словно волна, прокатывается под сводами храма, когда иерей в пасхальную ночь приветствует нас словами «Христос воскресе». Можно полагать, что и в столь своеобразном исполнении в чине Воздвижения Креста «Господи, помилуй» лежала своя традиция, возникшая из тех религиозных оваций, какими сопровождалось шествие Животворящего Древа из персидского пленения в Иерусалим.

Итак, события возвращения Креста Господня дали свое отражение в чине Воздвижения. Он принимает новый вид, отличный от того, какой излагался в Иерусалимском канонаре VII века. Употребление одного креста, воздвизание его на все стороны, значительное увеличение количества раз «Господи, помилуй» сравнительно с более ранним чином – вот его основные черты.

В этом новом порядке чина, разумеется, были свои частности, имевшие значение местных особенностей. Так, если Синайский канонарь указывает совершать воздвизания на восток, юг, запад и север, т. е. «посолонь», то в других памятниках указывается крестообразный порядок воздвизаний, т. е. на восток, юг, север и запад . Другие памятники указывают не четыре, а пять воздвизаний, и опять же в разном порядке: иные на восток, юг, запад, север и восток , иные на восток, север, запад, юг и снова на восток, т. е. «против солнца» . В некоторых уставах каждому из воздвизаний предшествует особое прошение, произносимое диаконом, а после каждого воздвизания – пение особого тропаря .

Чин воздвижения Креста, как он излагается в Синайском канонаре X века, может быть назван общепринятым. Наряду с этим в XI и последующих столетиях, вплоть до XV, наблюдаются попытки к некоторому изменению его применительно к местным условиям и реальным возможностям его отправления. В одних случаях эти изменения следуют в сторону усложнения чина. Интересен в этом отношении чин Воздвижения по Дрезденскому списку устава Святой Софии константинопольской. В храме Святой Софии крест до пения великого славословия находился в катихуменах – помещении, расположенном в западной части храма. Во время пения славословия патриарх шел в катихумены, кадил там святой крест и целовал его. Скевофилакс – должностное лицо, близкое современному ключарю, – поднимал крест и в преднесении свечей вносил его в храм. Патриарх шел перед крестом и кадил. При входе процессии в алтарь ее встречал здесь архидиакон с Евангелием. Находившиеся в алтаре священнослужители совершали поклонение кресту, и ключарь, в преднесении свечей и в предшествии патриарха, выносил крест на амвон, в то время как хор пел «Спаси, Господи, люди Твоя». Крест полагался на амвоне на серебряном столике. Патриарх совершал перед ним три поклона и, взяв честный крест, обращался на восточную сторону и воздвизал его. В это время диаконы, стоящие на ступеньках амвона, возглашали с народом «Господи, помилуй» и пели его сто раз. Патриарх благословлял трижды престол к востоку, обращался к южной стороне и, воздвизая крест, так же трижды благословлял им. Потом так же он воздвизал крест, обратясь к западу, а потом – на северную сторону и снова обратясь к востоку. После этого, пятого, воз-двизания и исполнения пятой сотницы «Господи, помилуй» певцы пели тропарь гласа 6-го «Днесь пророческое исполняется». Патриарх садился на кресло и отдыхал. Ключарь же относил крест в алтарь и по целовании его всеми находящимися там снова приносил его на амвон. Патриарх еще совершал пять воздвизаний, с той разницей, что на каждом из них пели «Господи, помилуй» не по сто, а по восемьдесят. После этих пяти воздвизаний крест полагался для целования молящимся, в то время как хор пел тропарь гласа 6-го «Токмо водрузися Древо», а патриарх отдыхал. После целования народом креста патриарх в третий раз совершал пять воздвизаний, из которых на каждом пели «Господи, помилуй» по шестьдесят раз. Затем ключарь нес крест впереди патриарха в алтарь и полагал на престоле, в то время как хор пел «Воз-несыйся волею». В алтаре патриарх немного отдыхал и затем начинал литургию, без антифонов и ектений, прямо с пения «Кресту Твоему». Ключари омывали святой крест теплой водой и отирали полотенцами. Вода и полотенца как святыня отсылались затем во дворец императора, а крест полагался в алтаре же на особом столе .

Итак, константинопольский чин Воздвижения, как он изложен в Дрезденском списке устава Великой церкви, имел не пять, а пятнадцать воздвизаний, сопровождавшихся пением «Господи, помилуй» в количестве 1200 раз. После первой и второй пятерицы воздвизаний крест полагался для целования.

Сложный со стороны своего церемониала и насыщенный пением чин Воздвижения, как он излагается в Дрезденском списке, мог быть исполняем в таком храме, как собор Святой Софии, где был многочисленный штат священнослужителей и искусных певцов, или в храме Святой Софии со-лунской, славившемся своим прекрасным пением. В одном из греческих типиконов XIV века по поводу количества раз пения «Господи, помилуй» в чине Воздвижения сказано: «Должно знать, что „Господи, помилуй» в городе (Солунь) в церквах и монастырях поется на пятом воздвизании 50 раз, а во Святой Софии солунской – 1271 раз» . Почему во Святой Софии солунской пели «Господи, помилуй» именно 1271 раз, объяснить невозможно, но из данного замечания Типикона ясно лишь то, что в этом храме были налицо особо благоприятные условия для выполнения уставного указания, т. е. имелись искусные певцы, способные точно исполнять столь продолжительное пение.

В других храмах, где, наоборот, не было даже тех возможностей для воздвижения креста, какие предполагаются в чине Синайского канонаря X века, т. е. с пением четырех сот-ниц «Господи, помилуй», крест воздвигался упрощенным чином. В одном сербском уставе XIV века говорится: «Изыдет поп, нося честное древо, и станет посред церкве поклониться к востоку, знаменая люди крестом. Такожде на десно и на лево, на запад поюще „Спаси, Господи, люди своя», и положат крест на целование. Певцы же поют „Кресту Твоему"" . Вот и весь чин. В нем только четыре осенения крестом: на восток, юг, север и запад – и нет ни диаконских прошений, ни пения «Господи, помилуй». Осеняющий крестом иерей сам в это время поет «Спаси, Господи». Певцы же поют «Кресту Твоему» после того, как крест будет положен для целования.

В одном из грузинских уставов XI века излагаются два чина Воздвижения. Первый в общих чертах сходен с чином Синайского канонаря X века. В нем нет диаконских прошений, но есть пять воздвизаний и соответственно им пять сот-ниц «Господи, помилуй». Другой чин имеет в начале несколько тропарей и три паримии, после чего следуют пять воздвизаний с пением пяти сотниц «Господи, помилуй», также без диаконских прошений. Предложив, таким образом, два чина, очевидно, из соображений реальных возможностей их отправления на местах, Устав обращается со знаменательными словами: «Святые Божии! На Святой Горе и в прочих славных монастырях воздвижение креста совершается по вышеописанным чинам; вы же воздвигайте его как хотите» .

Многообразие чинов Воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения. Это видно из содержания службы праздника Воздвижения Креста Господня. Ее песнопения содержат многократные упоминания о предстоящем воздвижении Креста, как бы подготовляя этим верующих к великому торжеству. Уже первая стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне начинается словами «Крест возносится». Наступает великая вечерня, и первая стихира праздника нам говорит: «Крест воздвизаемь, на нем Возне-сеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей». То же самое мы слышим в словах второй стихиры. Называя крест похвалой верных, утверждением страдальцев, удобрением апостолов, поборником праведных и спасителем всех преподобных, говорит: «Тем тя воздвизаема зрящи, тварь веселится». На вечерней литии опять напоминает нам, что «днесь Крест воздвизается». И чем ближе становится желанное явление верующим Креста, тем сильнее звучит призыв Церкви к молитвенному и радостному созерцанию воз-двизаемой святыни «Крест воздвизается», «Крест пресвятый, на высоту возносимь, является Днесь », «Днесь происходит Крест Господень». Чин воздвижения Креста является своего рода кульминацией праздничного богослужения, подобно тому как великое водоосвящение составляет центральный пункт богослужения праздника Богоявления Господня или как молитвы о наитии Святого Духа, читаемые на вечерне в праздник Пятидесятницы, составляют особенность богослужения этого праздника. Один из виднейших древнерусских литургических деятелей, свт. Киприан, митрополит Московский, в поучении к новгородскому духовенству писал: «А на Воздвижение Честнаго Креста в всякой церкви, по всей земле, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» . Очевидно, из этого обстоятельства происходит само название праздника Воздвижения Креста Господня всемирным.

Рассматривая историю чина Воздвижения, нельзя обойти молчанием указание современного Типикона по этому поводу: «Аще ли же не в соборных храмах, и Воздвижение Креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в неделю 3-ю святых постов», – ибо это указание находится в противоречии со сказанным выше. Здесь прежде всего надо заметить, что этого указания ни в одном рукописном Уставе, как греческом, так и славянском, ни в печатных изданиях Типикона 1610, 1633, 1641 годов не имеется. Нет его и в современном греческом Типиконе. В последнем, напротив, после изложения чина Воздвижения имеется примечание: «Должно знать, что такой чин Воздвижения Креста бывает в Великой церкви, если случится праздновать в ней архиереям. Когда же нет патриарха или архиерея, то иерей совершает воздвижение, как в прочих приходских церквах» .

Известно, что в условиях турецкого владычества, при частой смене патриархов, Константинопольская Церковь нередко вдовствовала. В Константинополе иногда не оказывалось архиерея, так что временное управление поручалось епитропам, т. е. наместникам из состава местного клира. Устав, учитывая возможность такого бедственного положения, не отменяет чин Воздвижения, а велит совершать его в патриаршем соборе тем порядком, каким чин совершается во всех приходских храмах, подчеркивая тем самым повсеместное его отправление.

Вышеприведенное указание нашего Типикона о совершении чина Воздвижения только в соборных храмах появилось впервые в издании 1682 года. Откуда могли заимствовать справщики Типикона это указание, а если они сами изобрели его, то что было причиной к внесению его в Типикон? Свет на этот вопрос проливает рукописный Устав бывшей Синодальной библиотеки № 391/335, относящийся к началу XVII века и со стороны содержания своего вместе с общецерковными установлениями отражающий местные богослужебные порядки разных монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Иосифо-Воло-коламского, Кирилло-Белозерского и других. В этом Уставе по поводу чина Воздвижения Креста замечено: «О крестном воз-двизании указ. В соборных храмах указ бывает, воздвижение Кресту ежегодно, а в прочих храмах не в соборе где ино, Аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю, тогда бывает воздвизание Креста, а не по вся годы» . Этот указ еще не содержит запрещения вовсе не совершать чин Воздвижения Креста в несоборных храмах, он только ограничивает его отправление субботой и воскресеньем – «аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю». Условный характер этого ограничения естественно вызывает вопрос, почему в субботу или в воскресенье в несоборном храме можно совершать чин Воздвижения, а в прочие дни недели нельзя.

Обращаясь к греческим уставам, мы там находим в службе Воздвижения Креста Господня упоминание о субботе и воскресении, но в ином духе. Уставы говорят, что перед воз-двизанием иерей крестовидно кадит аналой с крестом и, совершив три земных поклона, хотя бы это было в субботу или в воскресенье, затем берет честный Крест и, став перед Святыми Вратами лицом к востоку, совершает первое воздвизание .

Данное указание греческих типиконов касается собственно совершения поклонов. Известно, что каноны церковные запрещают делать в субботу и в воскресенье земные поклоны, даже в период Великого поста. Как же поступать в праздник Воздвижения Креста Господня, если он совпадает с субботой или с воскресеньем? Если не делать поклонов, то это будет противоречить идее праздника и песнопению «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», если же, наоборот, делать поклоны, то не будет ли это нарушением церковных канонов?

Этот вопрос, естественно, интересовал греческих уставщиков и получил свое разрешение в приведенном выше указании совершать поклоны Кресту вне зависимости от дня, в который случится праздник Воздвижения. Но само изложение этого указания с частым повторением союза «и» («и кадит иерей крестообразно, затем, сотворив три земных поклона, и если есть суббота или неделя, и взяв честное древо») несведущим в области древне-церковной богослужебной дисциплины переводчиком было понято как указание совершать чин Воздвижения только в том случае, если праздник совпадает с субботой или воскресеньем. Понимая так данное указание греческого Типикона и столкнувшись с фактом совершения чина Воздвижения во всех церквах во все дни седмицы, он пришел к заключению, что чин Воздвижения следует совершать в безусловном порядке только в соборах, а в прочих церквах – лишь при совпадении праздника с субботой или воскресеньем. Появился указ «в соборных храмех указ бывает воздвизание Кресту ежегодно, а в прочих храмех, не в соборе где ино, Аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю. Тогда бывает воздвизание Кресту, а не по вся годы». Вполне возможно, это указание внесло расхождение в богослужебную практику, и если в одних храмах продолжали совершать чин Воздвижения ежегодно, то в других стали отправлять его лишь при совпадении праздника с субботой или воскресеньем.

Справщики Типикона 1682 года в данном направлении пошли дальше. В их задачу не входило редактирование богослужебных чинопоследований под углом установления исторической истины. Поводом к исправлению Типикона, как видно из предисловия к нему, служили «многия разности и несогласия… и оттого смущение и во храмах Господних бы-ваемая молва. Зане всюду постиже самочиние и своеволие… и кто в коем монастыре или церкви навыче какового чина, тако и в присутствуемых местах творити тщится». Короче говоря, в задачу справщиков Типикона 1682 года входило положить конец разнообразию богослужебных порядков и ввести единство чина. Это они и делают, исключая или изменяя то, что кажется им противоречащим единству богослужения, в частности, в отношении чина Воздвижения Креста, устанавливая его совершение только в соборах и безусловно отменяя его в несоборных церквах.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

В нашем соборе хранится частица истинного Креста Господня, но очень малая. Эта частица происходит из Святого града Иерусалима, именно из того ковчега, где хранится оставшаяся там часть Креста. Ковчег с частью Креста Господня был захвачен, когда Иерусалим был захвачен персами в 614 году. В 624 году византийский император Ираклий победил персов и возвратил эту святыню в Иерусалим, где она с тех пор непрерывно пребывает. В 2002 году архиепископ Марк получил в Иерусалимском Патриархате эту маленькую частицу Креста Господня, которая откололась при чистке ковчега. Частичка погружена в воскомастих под стеклом в центре резного креста (см. фото). Церковные праздники с выносом Креста

Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Гоcподня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1 августа (а по новому стилю 14.08.) начинается строгий Успенский пост . В первый день Успенского поста Православная Церковь празднует изнесение, или так называемое "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня". Русское название праздника «происхождение» означает торжественную церемонию, крестный ход или коротко - «изнесение» (согласно точному значению греческого слова). С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, Кресту дарована необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует история праздника.

Крест стали обносить в Константинополе во время эпидемии болезни, а потом в память об исцелении из года в год 1-го августа совершался вынос животворящаго креста Господня из царских чертогов в церковь св. Софии. Там совершалось водосвятие, а затем, две недели (совпадает со временем Успенского поста) святой Крест носили по городу. 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста возвращалось в царские палаты. По примеру константинопольской церкви это празднование введено на Руси. Оно здесь соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года.

По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день на утрене после великого славословия совершается торжественное изнесение (про-исхождение) святого Креста на средину храма для лобзания и совершается поклонение по чину Крестопоклонной Недели а после литургии - чин малого освящения воды. Вместе с освящением воды по обычаю совершается освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31). В народе 14 августа называют Медовым Спасом, а Преображение - Яблочным Спасом. К богословскому смыслу праздников освящение меда и плодов отношения не имеет, но это наши многовековые народные традиции, и Церковь благословила их. Хорошо и первый мед освятить, и первые плоды. Только бы это не закрывало главную, духовную сущность праздников и постов - покаяние и милосердие. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, а также заповедь о милосердии, которые верующий народ старался сделать своим законом жизни. Будем следовать этим светлым путем, и да дарует милосердый Отец Небесный нам победу над страстями и вечное блаженство, по молитвам Пресвятой Богородицы, Всемилостивого Спаса и силою Честнаго Животворящего Креста.

Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная 31.03.2019.

B cepeдине Четыредесятницы в субботу вечером на всенощном бдении в середину храма торжественно выносится и возлагается Крест для того, чтобы напоминанием o cтрaданиях и смepти Господней воодушевить и yкpeпить пocтящихся к продолжению . Поклонение Кpecтy продолжается и на четвертой неделe Поста – до пятницы, потому вся четвертая неделя называется Крестопоклонной и богослужебные тексты определяются темой Креста. Эта седмица обозначает средину постного поприща.

Смысл праздника в том, что православные xpистиaне, coвершая дyxoвное путешествие в Heбесный Иepycaлим – к Пacxe Господней, нaxoдят в cepeдине пути «Древо Кpecтное», чтобы под eго ceнью нaбраться cил для дальнейшeго пути. И Крест Господень предваряет Xpистову победу над смертью – Cветлoe Bocкpeceниe. C целью большeго воодушeвления нас к терпению в подвигax, Cв. Церковь в настоящий день утешительно преднапоминaeт нам и о приближающейся Паcxe, воспевая страдания Cпасителя coвместно c paдостным Eго воскресением: «Kpeсту Tвоему покланяемся Владыко и святое Bocкресеніe Твое славимъ».

Богослужение Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) аналогично богослужению на праздник Крестовоздвижения и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа). По традиции в этот день в храмах принято надевать облачения фиолетового цвета. Накануне вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом). На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого священнослужитель трижды кадит вокруг престола с возложенным на него крестом, после чего держа Крест на голове в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает вынос Креста через северную дверь. Остановившись на амвоне священнослужитель произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» переносит Крест на середину храма и кладёт на аналой. При общем поклонении Кресту поется другой тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны и поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем. Затем следует сугубая ектения и обычное окончание всенощного бдения с первым часом.

Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября, отдание праздника - 21 сентября /4 октября.

Под конец всенощного бдения 26 сентября (по н.ст) в этот день совершается чин Воздвижения Креста. наподобие того, как это происходило в те далекие времена в Иерусалиме, когда рачением св. царицы Елены был обретен Крест Христов. При огромном стечении народа не было возможности всем подойти и приложиться ко Кресту. Поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение – слав.) Народ же совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!».

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306 - 337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и вновь освятить места, связанные с памятью Спасителя. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим. Прибыв в Святой град, святая царица Елена уничтожила идольские капища и очистила город от языческих идолов. Был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место. Во время раскопок на Голгофе были найдены три креста и благодаря совершившемуся чуду через прикосновение к Истинному Древу был узнан и определен Крест Спасителя...

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - проповедь епископа Агапита в кафедральном соборе в Мюнхене "...(Царица Елена) - откуда брала она уверенность, что она может найти такую святыню Христову? Вот эта загадка, которая останется на веки вечные – как может личность такая быть мужественная, чтобы на фоне язычников, языческого государства, где язычники преобладали, где триста лет язычники угнетали христиан, старались их держать в социальных условиях пониже все время - тут вдруг у власти оказывается женщина, которая в Риме вообще не имела того почета, который она позже в византийское время получит, стоит женщина и догадываясь только, не зная с уверенностью найдет ли, обретет ли она этот Крест. И Господь не посрамил ее надежды и Крест Животворящий был найден... "

В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Сразу после самого исторического события, обретения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивой императрицей Еленой, древней Церковью был определен Чин Воздвижения и является с тех пор неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Через десять лет был завершен храм Воскресения Христова на Голгофе. В освящении храма 13 сентября 335 года принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Выбор 13 и 14 сентября как даты праздника Обновления (т.е. освящения) мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей (суккот), одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. День Обновления Мартириума, а также Ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте распятия и воскресения Спасителя стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а 14 сентября воспоминание обретения Честного Креста, который был обретен здесь же, с церемонией поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, вошло в праздничное торжество в честь освящения храма Христова Воскресения. В древних месяцесловах этот праздник назывался "Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня". Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".

Первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления, впоследствии же праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделался предпраздничным днем перед Воздвижением, а Воздвижение стало основным праздником. Особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г праздник получил большое распространение на Востоке. С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста.

Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только, как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад. Праздник имеет глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Спасителя, Страшный суд будет предварен явлением знамения - это будет второе воздвижение Креста Господня.
Именно тогда, когда мы четко видим море зла и всей жестокости мира сего, нам должно быть ясным, что Христос на Кресте берет это нападение зла на Себя в самом центре, по самой сути, и Своим присутствием открывает в происходящем совершенно новый смысл. Здесь победа любви, которая ищет вобрать и нас в себя полнотою преображенной жизни - бесконечной благости. К этому и мы призваны в совершенной свободе: Вслушиваться в столь неслыханное событие. Молчанию открывается сия глубина.

Чин Воздвижения Креста

В современной практике Русской Православной Церкви в день Воздвижения соблюдается пост. Чин Воздвижения Креста совершается на Всенощном бдении (т.е. 26 сентября) только в кафедральных соборах, в приходских же храмах в день Крестовоздвижения выносится крест на средину храма, и там полагается на аналогии, затем следует поклонение Кресту, так как в Крестопоклонное воскресенье (3-е воскресенье Великого поста). В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних редакций и заканчивая современными изданиями, чин Воздвижения Креста сохраняет черты, известные по студийским памятникам: он совершается после великого славословия и пения тропаря Креста, состоит из 5-кратного осенения Крестом и возвышения его на четыре стороны света. Прежде чем возвысить Крест, архиерей должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь. Изменением в Русской Православной Церкви по сравнению со студийскими памятниками является добавление в чин 5 диаконских прошений. После каждого прошения поется многократное «Господи, помилуй». Епископ при пении «Господи помилуй» совершает воздвижение Креста на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз еще раз на восток. Крест снова полагается на аналой и все молящиеся целуют украшенный живыми цветами и благовонными травами Крест и священнослужитель совершает помазание святым елеем. Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Лимбургская ставротека

В память обретения Креста Господня св. равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина, в храмах выносится в конце всенощного бдения Крест на средину. Перед ним кладутся поклоны при пении: "Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое воскресение Твое славим!"

В Германии хранится в г. Лимбурге на реке Лан византийская ставротека (гр. ставрос - крест), которая содержит два больших куска Спасителева Креста (см. фотографию). Вокруг эти двух крестообразно вложенных частей устроены маленькие дверцы над отделениями для различных мощей. Ставротеку увезли с собой крестоносцы, в 1204 году разорившие Константинополь и захватившие большое количество святынь. Ставротека выставлена в епархиальном музее Лимбургского собора. Фильм о лимбургской ставротеке с деталями и комментарием на немецком языке .

Каждую среду и пятницу в Церкви на Богослужениях воспевается Крест

Тропарь Кресту: Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Кресту: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый,
имже нас спасл еси от работы вражия.

Причастен – Креста: Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Москов-скаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души хри-стианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Воз-несыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

Чин воздвижения Креста, прежде чем получить настоящий свой вид, имел многовековую историю формирования. Известная в науке (как самая ранняя) запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам . «В день воздвижения Креста, – говорится в данном памятнике, – в три часа звонят к службе, входят в диаконник; служащий литургию иерей облачается, украшают три креста или же один только и полагают на престоле; пред престолом произносят ектению и молитву и говорят „Отче наш», стихиру гласа 2-го „Покланяемся, Христе, копию проводившему», стих „Дал еси знамение боящимся Тебе»; ипакои Креста; диакон говорит ектению „Помилуй нас, Боже»; священник подъем-лет крест и при пении 50 раз „Кирие, елейсон» обращает его (к народу), говорит молитву „О свышнем»; и поют стихиру гласа 6-го „Просвети нас на Крест Твое восшествие», стих „Воз-вестиша небеса славу Твою», ипакои гласа 6-го „Приидите, вер-нии, познаим». Говорят ектению „Помилуй нас, Боже». [Далее:] стихира третья гласа 2-го „Кресту Твоему покланяемся», стих „Сотвори с нами знамение», ектения „Помилуй нас, Боже». Выполняют вышеописанный чин. После этого омывают крест, намащают его благовониями и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и крест полагают на престоле» .

Первую особенность изложенного чина сравнительно с современным составляет употребление в нем не одного, а трех крестов, из коих украшается, воздвизается и намащается благовониями только один. Вторая особенность чина – не пятикратное воздвизание креста, а, судя по трем ектениям, трехкратное. И третья особенность – омовение воздвигнутого креста, намащение его благовониями и целование. Все эти особенности, не известные современному чину, представляют собою не что иное, как воспроизведение в форме богослужебных обрядов тех исторических обстоятельств, какие имели место, по сообщениям греческих историков, в событии обретения Креста Господня.

В чине Воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, т. е. и в событии обретения Креста Господня, и в древнейшем чине Воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину – с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воз-двизал Животворящий Крест, а народ взывал «Господи, помилуй». Песнопения, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле, в чине, когда иерей делает первое воздвизание креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню как к таковому, а к иному орудию казни: «Покланяемся, Христе, копию проводившему». Равным образом при втором воздвизании певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно ко Кресту Господню как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгоф-ских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие». И только при третьем воздвизании мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к Животворящему Древу: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине Воздвижения.

Замечательно, что упомянутые действия – омовение и на-мащение креста благовониями и его целование – происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения Животворящему Древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу. Итак, в самом раннем чине Воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Само это историческое событие, таким образом, положило начало чину Воздвижения.

Как долго существовал чин Воздвижения Креста в том виде, как он описывается в канонаре VII века, т. е. с употреблением трех крестов и трех воздвизаний, неизвестно. По-видимому, употребление в чине Воздвижения трех крестов в отдельных Церквах имело место и в более позднее время, когда чин Воздвижения получил вид, близкий к современному. В требнике XIII века, когда-то принадлежавшем новгородскому Софийскому собору, говорится, что по окончании чина Воздвижения Креста «пойдет святитель в олтарь несый крест на плещи и с ним попове несуще кресты» . В Москве вынос из алтаря воздвизального креста сопровождался изне-сением запрестольных креста и образа Богородицы, о чем в чиновнике Успенского собора говорится: «И вземлют диаконы рипиды, а предельные попы – образ Пречистыя запрестольной меньшой да крест письмяной, а патриарх тогда кадит окрест престола по Уставу. И по славословии, как начнут пети „Святый Боже», и патриарх взем на главу и выносит крест честный на главе, и пойдут северными дверьми» . Такая практика существовала здесь еще до середины XVII века, когда на поле данного чиновника появилась надпись: «А носят один крест, образ Богородицын и крест письмяной отставлен» .

Как видоизменялся чин Воздвижения, почему из него исчезли два креста? Это обстоятельство не было случайным и имело свои исторические основания. Известно, что в 614 году, когда персы опустошили Палестину и Иерусалим и патриарх Захария был взят в плен, вместе с ним был унесен завоевателями в Персию и Крест Господень. По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628 году, патриарх Захария был освобожден из плена, возвращен был и Крест Господень . Путь Животворящего Креста, длившийся несколько недель, был непрерывным торжеством во славу Креста Господня. Всюду, где следовала процессия с Животворящим Древом, совершались молебствия и поклонение Кресту Господню. По прибытии в Иерусалим Святой Крест был торжественно водружен на прежнем месте, где стоял до пленения. Празднование этого события было установлено на 14 сентября – второй день после дня обретения Креста Господня св. Еленой .

Празднование двух разных событий из истории Креста Господня в два дня, следующие непосредственно один за другим, послужило к отождествлению этих событий в сознании людей, так что 14 сентября стало праздником и обретения Креста, и его возвращения. Обстоятельства же, какими сопровождалось возвращение Святого Креста из персидского пленения, будучи в памяти людей более свежими, чем имевшие место 300 лет тому назад, отразились на чине Воздвижения Креста в сторону его изменения.

Два креста в чине исчезают, остается один, воздвигаемый уже не на три стороны, а на четыре. По Синайскому канона-рю X века в конце утрени после великого славословия священники восходили на амвон и пели тропари «Спаси, Господи, люди Твоя», «Животворящий Крест Твоея благости», «Днесь пророческое» и «Точию водрузися Древо Креста Твоего», причем каждый из этих тропарей повторял и народ, стоящий в храме. Во время пения последнего тропаря на амвон поднимался епископ в преднесении пред ним креста. Епископ делал поклоны перед крестом и воздвизал его на восток, юг, запад и север. Диакон не произносил никаких прошений, но вместе с народом пел на каждом воздвизании сто раз «Господи, помилуй». Интересна одна деталь чина, касающаяся исполнения «Господи, помилуй». Канонарь указывает в каждой сотнице первые три раза «Господи, помилуй» петь протяжно, затем переходить на умилительный напев, а заканчивать сотницу «на крик» (πληροί о λαός κράζων ). По исполнении четырех воздви-заний пели «Вознесыйся на Крест волею». Этот тропарь исполняли многократно, пока совершалось целование Креста .

Указание Синайского канонаря петь «Господи, помилуй» сначала медленно, потом умилительным напевом, а затем кричать, на первый взгляд может показаться странным. Но вспомним то мощное «Воистинну воскресе», которое, словно волна, прокатывается под сводами храма, когда иерей в пасхальную ночь приветствует нас словами «Христос воскресе». Можно полагать, что и в столь своеобразном исполнении в чине Воздвижения Креста «Господи, помилуй» лежала своя традиция, возникшая из тех религиозных оваций, какими сопровождалось шествие Животворящего Древа из персидского пленения в Иерусалим.

Итак, события возвращения Креста Господня дали свое отражение в чине Воздвижения. Он принимает новый вид, отличный от того, какой излагался в Иерусалимском канонаре VII века. Употребление одного креста, воздвизание его на все стороны, значительное увеличение количества раз «Господи, помилуй» сравнительно с более ранним чином – вот его основные черты.

В этом новом порядке чина, разумеется, были свои частности, имевшие значение местных особенностей. Так, если Синайский канонарь указывает совершать воздвизания на восток, юг, запад и север, т. е. «посолонь», то в других памятниках указывается крестообразный порядок воздвизаний, т. е. на восток, юг, север и запад . Другие памятники указывают не четыре, а пять воздвизаний, и опять же в разном порядке: иные на восток, юг, запад, север и восток , иные на восток, север, запад, юг и снова на восток, т. е. «против солнца» . В некоторых уставах каждому из воздвизаний предшествует особое прошение, произносимое диаконом, а после каждого воздвизания – пение особого тропаря .

Чин воздвижения Креста, как он излагается в Синайском канонаре X века, может быть назван общепринятым. Наряду с этим в XI и последующих столетиях, вплоть до XV, наблюдаются попытки к некоторому изменению его применительно к местным условиям и реальным возможностям его отправления. В одних случаях эти изменения следуют в сторону усложнения чина. Интересен в этом отношении чин Воздвижения по Дрезденскому списку устава Святой Софии константинопольской. В храме Святой Софии крест до пения великого славословия находился в катихуменах – помещении, расположенном в западной части храма. Во время пения славословия патриарх шел в катихумены, кадил там святой крест и целовал его. Скевофилакс – должностное лицо, близкое современному ключарю, – поднимал крест и в преднесении свечей вносил его в храм. Патриарх шел перед крестом и кадил. При входе процессии в алтарь ее встречал здесь архидиакон с Евангелием. Находившиеся в алтаре священнослужители совершали поклонение кресту, и ключарь, в преднесении свечей и в предшествии патриарха, выносил крест на амвон, в то время как хор пел «Спаси, Господи, люди Твоя». Крест полагался на амвоне на серебряном столике. Патриарх совершал перед ним три поклона и, взяв честный крест, обращался на восточную сторону и воздвизал его. В это время диаконы, стоящие на ступеньках амвона, возглашали с народом «Господи, помилуй» и пели его сто раз. Патриарх благословлял трижды престол к востоку, обращался к южной стороне и, воздвизая крест, так же трижды благословлял им. Потом так же он воздвизал крест, обратясь к западу, а потом – на северную сторону и снова обратясь к востоку. После этого, пятого, воз-двизания и исполнения пятой сотницы «Господи, помилуй» певцы пели тропарь гласа 6-го «Днесь пророческое исполняется». Патриарх садился на кресло и отдыхал. Ключарь же относил крест в алтарь и по целовании его всеми находящимися там снова приносил его на амвон. Патриарх еще совершал пять воздвизаний, с той разницей, что на каждом из них пели «Господи, помилуй» не по сто, а по восемьдесят. После этих пяти воздвизаний крест полагался для целования молящимся, в то время как хор пел тропарь гласа 6-го «Токмо водрузися Древо», а патриарх отдыхал. После целования народом креста патриарх в третий раз совершал пять воздвизаний, из которых на каждом пели «Господи, помилуй» по шестьдесят раз. Затем ключарь нес крест впереди патриарха в алтарь и полагал на престоле, в то время как хор пел «Воз-несыйся волею». В алтаре патриарх немного отдыхал и затем начинал литургию, без антифонов и ектений, прямо с пения «Кресту Твоему». Ключари омывали святой крест теплой водой и отирали полотенцами. Вода и полотенца как святыня отсылались затем во дворец императора, а крест полагался в алтаре же на особом столе .

Итак, константинопольский чин Воздвижения, как он изложен в Дрезденском списке устава Великой церкви, имел не пять, а пятнадцать воздвизаний, сопровождавшихся пением «Господи, помилуй» в количестве 1200 раз. После первой и второй пятерицы воздвизаний крест полагался для целования.

Сложный со стороны своего церемониала и насыщенный пением чин Воздвижения, как он излагается в Дрезденском списке, мог быть исполняем в таком храме, как собор Святой Софии, где был многочисленный штат священнослужителей и искусных певцов, или в храме Святой Софии со-лунской, славившемся своим прекрасным пением. В одном из греческих типиконов XIV века по поводу количества раз пения «Господи, помилуй» в чине Воздвижения сказано: «Должно знать, что „Господи, помилуй» в городе (Солунь) в церквах и монастырях поется на пятом воздвизании 50 раз, а во Святой Софии солунской – 1271 раз» . Почему во Святой Софии солунской пели «Господи, помилуй» именно 1271 раз, объяснить невозможно, но из данного замечания Типикона ясно лишь то, что в этом храме были налицо особо благоприятные условия для выполнения уставного указания, т. е. имелись искусные певцы, способные точно исполнять столь продолжительное пение.

В других храмах, где, наоборот, не было даже тех возможностей для воздвижения креста, какие предполагаются в чине Синайского канонаря X века, т. е. с пением четырех сот-ниц «Господи, помилуй», крест воздвигался упрощенным чином. В одном сербском уставе XIV века говорится: «Изыдет поп, нося честное древо, и станет посред церкве поклониться к востоку, знаменая люди крестом. Такожде на десно и на лево, на запад поюще „Спаси, Господи, люди своя», и положат крест на целование. Певцы же поют „Кресту Твоему"" . Вот и весь чин. В нем только четыре осенения крестом: на восток, юг, север и запад – и нет ни диаконских прошений, ни пения «Господи, помилуй». Осеняющий крестом иерей сам в это время поет «Спаси, Господи». Певцы же поют «Кресту Твоему» после того, как крест будет положен для целования.

В одном из грузинских уставов XI века излагаются два чина Воздвижения. Первый в общих чертах сходен с чином Синайского канонаря X века. В нем нет диаконских прошений, но есть пять воздвизаний и соответственно им пять сот-ниц «Господи, помилуй». Другой чин имеет в начале несколько тропарей и три паримии, после чего следуют пять воздвизаний с пением пяти сотниц «Господи, помилуй», также без диаконских прошений. Предложив, таким образом, два чина, очевидно, из соображений реальных возможностей их отправления на местах, Устав обращается со знаменательными словами: «Святые Божии! На Святой Горе и в прочих славных монастырях воздвижение креста совершается по вышеописанным чинам; вы же воздвигайте его как хотите» .

Многообразие чинов Воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения. Это видно из содержания службы праздника Воздвижения Креста Господня. Ее песнопения содержат многократные упоминания о предстоящем воздвижении Креста, как бы подготовляя этим верующих к великому торжеству. Уже первая стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне начинается словами «Крест возносится». Наступает великая вечерня, и первая стихира праздника нам говорит: «Крест воздвизаемь, на нем Возне-сеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей». То же самое мы слышим в словах второй стихиры. Называя крест похвалой верных, утверждением страдальцев, удобрением апостолов, поборником праведных и спасителем всех преподобных, говорит: «Тем тя воздвизаема зрящи, тварь веселится». На вечерней литии опять напоминает нам, что «днесь Крест воздвизается». И чем ближе становится желанное явление верующим Креста, тем сильнее звучит призыв Церкви к молитвенному и радостному созерцанию воз-двизаемой святыни «Крест воздвизается», «Крест пресвятый, на высоту возносимь, является Днесь », «Днесь происходит Крест Господень». Чин воздвижения Креста является своего рода кульминацией праздничного богослужения, подобно тому как великое водоосвящение составляет центральный пункт богослужения праздника Богоявления Господня или как молитвы о наитии Святого Духа, читаемые на вечерне в праздник Пятидесятницы, составляют особенность богослужения этого праздника. Один из виднейших древнерусских литургических деятелей, свт. Киприан, митрополит Московский, в поучении к новгородскому духовенству писал: «А на Воздвижение Честнаго Креста в всякой церкви, по всей земле, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» . Очевидно, из этого обстоятельства происходит само название праздника Воздвижения Креста Господня всемирным.

Рассматривая историю чина Воздвижения, нельзя обойти молчанием указание современного Типикона по этому поводу: «Аще ли же не в соборных храмах, и Воздвижение Креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в неделю 3-ю святых постов», – ибо это указание находится в противоречии со сказанным выше. Здесь прежде всего надо заметить, что этого указания ни в одном рукописном Уставе, как греческом, так и славянском, ни в печатных изданиях Типикона 1610, 1633, 1641 годов не имеется. Нет его и в современном греческом Типиконе. В последнем, напротив, после изложения чина Воздвижения имеется примечание: «Должно знать, что такой чин Воздвижения Креста бывает в Великой церкви, если случится праздновать в ней архиереям. Когда же нет патриарха или архиерея, то иерей совершает воздвижение, как в прочих приходских церквах» .

Известно, что в условиях турецкого владычества, при частой смене патриархов, Константинопольская Церковь нередко вдовствовала. В Константинополе иногда не оказывалось архиерея, так что временное управление поручалось епитропам, т. е. наместникам из состава местного клира. Устав, учитывая возможность такого бедственного положения, не отменяет чин Воздвижения, а велит совершать его в патриаршем соборе тем порядком, каким чин совершается во всех приходских храмах, подчеркивая тем самым повсеместное его отправление.

Вышеприведенное указание нашего Типикона о совершении чина Воздвижения только в соборных храмах появилось впервые в издании 1682 года. Откуда могли заимствовать справщики Типикона это указание, а если они сами изобрели его, то что было причиной к внесению его в Типикон? Свет на этот вопрос проливает рукописный Устав бывшей Синодальной библиотеки № 391/335, относящийся к началу XVII века и со стороны содержания своего вместе с общецерковными установлениями отражающий местные богослужебные порядки разных монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Иосифо-Воло-коламского, Кирилло-Белозерского и других. В этом Уставе по поводу чина Воздвижения Креста замечено: «О крестном воз-двизании указ. В соборных храмах указ бывает, воздвижение Кресту ежегодно, а в прочих храмах не в соборе где ино, Аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю, тогда бывает воздвизание Креста, а не по вся годы» . Этот указ еще не содержит запрещения вовсе не совершать чин Воздвижения Креста в несоборных храмах, он только ограничивает его отправление субботой и воскресеньем – «аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю». Условный характер этого ограничения естественно вызывает вопрос, почему в субботу или в воскресенье в несоборном храме можно совершать чин Воздвижения, а в прочие дни недели нельзя.

Обращаясь к греческим уставам, мы там находим в службе Воздвижения Креста Господня упоминание о субботе и воскресении, но в ином духе. Уставы говорят, что перед воз-двизанием иерей крестовидно кадит аналой с крестом и, совершив три земных поклона, хотя бы это было в субботу или в воскресенье, затем берет честный Крест и, став перед Святыми Вратами лицом к востоку, совершает первое воздвизание .

Данное указание греческих типиконов касается собственно совершения поклонов. Известно, что каноны церковные запрещают делать в субботу и в воскресенье земные поклоны, даже в период Великого поста. Как же поступать в праздник Воздвижения Креста Господня, если он совпадает с субботой или с воскресеньем? Если не делать поклонов, то это будет противоречить идее праздника и песнопению «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», если же, наоборот, делать поклоны, то не будет ли это нарушением церковных канонов?

Этот вопрос, естественно, интересовал греческих уставщиков и получил свое разрешение в приведенном выше указании совершать поклоны Кресту вне зависимости от дня, в который случится праздник Воздвижения. Но само изложение этого указания с частым повторением союза «и» («и кадит иерей крестообразно, затем, сотворив три земных поклона, и если есть суббота или неделя, и взяв честное древо») несведущим в области древне-церковной богослужебной дисциплины переводчиком было понято как указание совершать чин Воздвижения только в том случае, если праздник совпадает с субботой или воскресеньем. Понимая так данное указание греческого Типикона и столкнувшись с фактом совершения чина Воздвижения во всех церквах во все дни седмицы, он пришел к заключению, что чин Воздвижения следует совершать в безусловном порядке только в соборах, а в прочих церквах – лишь при совпадении праздника с субботой или воскресеньем. Появился указ «в соборных храмех указ бывает воздвизание Кресту ежегодно, а в прочих храмех, не в соборе где ино, Аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю. Тогда бывает воздвизание Кресту, а не по вся годы». Вполне возможно, это указание внесло расхождение в богослужебную практику, и если в одних храмах продолжали совершать чин Воздвижения ежегодно, то в других стали отправлять его лишь при совпадении праздника с субботой или воскресеньем.

Справщики Типикона 1682 года в данном направлении пошли дальше. В их задачу не входило редактирование богослужебных чинопоследований под углом установления исторической истины. Поводом к исправлению Типикона, как видно из предисловия к нему, служили «многия разности и несогласия… и оттого смущение и во храмах Господних бы-ваемая молва. Зане всюду постиже самочиние и своеволие… и кто в коем монастыре или церкви навыче какового чина, тако и в присутствуемых местах творити тщится». Короче говоря, в задачу справщиков Типикона 1682 года входило положить конец разнообразию богослужебных порядков и ввести единство чина. Это они и делают, исключая или изменяя то, что кажется им противоречащим единству богослужения, в частности, в отношении чина Воздвижения Креста, устанавливая его совершение только в соборах и безусловно отменяя его в несоборных церквах.

Загрузка...