ulybika.ru

Литературно-музыкальная композиция "пионеры-герои". Сценарий праздничного концерта «90 лет под алыми парусами пионерии Танец с полотнами

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

пгт Даровской Кировской области

Сценарий праздника, посвященного юбилею пионерской организации «Салют, Пионерия!»

Разработала

учитель русского языка

и литературы

Котельникова Е.И.

2012 год


Цель: привлечение внимания широкой общественности к детским общественным организациям, к детским объединениям и его истории. Задачи:
    отдать дань глубокого уважения, почтения и памяти всем поколениям организаторов пионерского движения; передать знания современным детям о том, как зарождалась и чем занималась пионерская организация школы в разные периоды жизни страны, и что составляло ее славу .

Под звуки марша вынос пионерского знамени. На сцене ведущие в красных галстуках.
1.Раньше всех нас утро разбудило, Заиграли тысячи лучей, И горнисты громко возвестили: «Здравствуй, пионерский юбилей»!
2.Пусть сильней трубят горнисты, Звонче барабаны бьют. Гостям, в этом зале собравшимся, ВСЕ: Наш пионерский салют!
3.Именно в нашей родной быстрине, Прозываемой новой эрой, Родилось и пошло по Советской стране: Пионер, пионер, пионерия.
4.Именно край Ильичевых заветов, Край весен, счастливого детства, Именно наша страна Советов – Родина пионерства.
5.Пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина была создана 19 мая 1922 года. Сегодня, спустя уже 90 лет, в пионеры хоть и не принимают, но о тех временах не забыли.
6.Мы собрались в этом зале в преддверии юбилея, чтобы вспомнить то время, когда ребята ходили в пионерские походы, пели звонкие песни у пионерских костров, ходили строем, и многое, многое другое.
7.Иными словами, вспомнить яркое и незабываемое детство наших пап и мам, бабушек и дедушек.
8.Ровно 90 лет назад, в 1922 году, в Советском Союзе появились первые пионеры. Они жили интересами своей страны и своего народа, делили с ней все радости и тяготы жизни.
9. «Всегда будь готов!» - слова самой известной пионерской песни в Советском СОЮЗЕ знали все мальчишки и девчонки. Пожалуй, не было среди них того, кто не хотел бы носить это гордое звание «пионер». 1.Пионер - это надёжный товарищ, который уважает старших, заботится о младших и всегда поступает по совести и чести.
2.Пионерия! Пионерия! Чуть заслышу твой дружный шаг, Открываю окна и двери я, Чтобы ветер звенел в ушах, Чтобы сердце затрепетало И рванулось через порог… Пионерия! Ты начало Самых дальних наших дорог!
3.Первый пионерский отряд, насчитывающий 21 человек, в Даровском был создан в 1923 году. В основном это были мальчики, так как вступать в него девочкам не разрешали родители.
4.Злободневным вопросом начала 30-х годов была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В основном она была завершена к 1932 году. По этому случаю был большой праздник, пионеры занимали на нем почетное место.
5.Пионер – почетней званья нету. Мир и счастье мы несем по свету, Пионерским шагом мы шагаем, Новые маршруты открываем.
40 годы
6. В 40-е годы в школе около 300 пионеров. Несмотря на трудности этого времени, школа занимает 2 место по успеваемости в области.
7.Пионеры того времени много трудились, работали в колхозах, помогали семьям фронтовиков.
8.Во время Великой Отечественной войны ученики школы собрали 9 тыс.310 руб. на строительство танковой колонны «Смерть фашистским детоубийцам» и 4 тыс. 376 руб. в фонд помощи детям фронтовиков.
50 годы
9.В 50-е годы после объединения средней и семилетней школ дружина насчитывала 597 пионеров, это 19 пионерских отрядов.
1.На поля Нечерноземья Скоро выйдут наши звенья. Ждет земля заботы и ухода, Нащих рук сады и фермы ждут. Рады мы, когда в дела народа Ручейком вливается наш труд.
2.В 1958 году, готовясь к юбилею комсомола, пионеры школы вырастили тысячи цыплят, утят, сотни кроликов, ухаживали за посевами в колхозе. «Научился сам – научи товарища», - таков был девиз каждого пионера.
60 е годы
3.Знает каждый гражданин советский, Будь он молод или стар, Что на свете жил писатель детский Синеглазый богатырь Гайдар.
4.С юности, надев шинель солдата, Защищал он Родину свою, Был он лучшим другом вам, ребята. И за ваше счастье пал в бою.
5.Аркадий Петрович Гайдар погиб в октябре 1941 года, а в январе 1964 года пионерской дружине школы Котельничский совет юных пионеров присвоил имя Аркадия Петровича Гайдара.
6.2 раза в год лучшим пионерам дружины присваивается звание «Юный гайдаровец». Более 500 пионеров носят это почетное звание.
7. Мы растем здоровыми и сильными И готовы быть всегда в строю. Дружно, радостно трудиться И Отчизну защищать свою, - так рапортовали пионеры 70-х годов.
8.В 70 годы в традицию вошли проведение трудового десанта 2 октября, в канун Октябрьской революции, и ленинского субботника 22 апреля, в день рождения Ленина.
9.Пусть в море дел песчинкой стала Частица нашего труда – Из пионерского металла Спешат по рельсам поезда.
1.Так в течение одного учебного года пионерами школы было собрано 57 тонн металлолома, 14 т. макулатуры, 3 тонны еловых и сосновых веток, поставлено перед населением около 200 концертов.

80-е годы

Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.
7. Труби, трубач, Бей, барабан веселый! От круч Днепра и до седых Карпат Сегодня рапортует Родине Советской пионерии отряд!
8. Земля отцов, страны советов! Тебе всей жизнью мы верны, Твоим весенним щедрым светом Дороги все озарены!
6.Стремись, придумывай, мечтой своей гори, Готовым будь в борьбу включиться смело, Но только лишних слов не говори А просто все, что можешь сделать – сделай!
ВЫНОС ЗНАМЕНИ.

Литература:

    Сценарии пионерских праздников прошлых лет; Школьная летопись
7

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,

для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Разработала и провела

учитель начальных классов:

Панькова Л.В.

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Задачи:

Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.

Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.

Оформление:

Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг

Ход праздника:

1 ученик:

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Звучит фонограмма песни

«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.

Ведущий 1:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

2 ученик:

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:2

Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.

Ведущий : 1

Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.

Ведущий: 2

Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.

Мальчик 1:

Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Рождённые в крае глухих

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего…

Мальчик 2:

А я буду врачом.

Девочка 1:

А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2:

Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…

Ведущий:1

А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.

(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)

Ведущий: 2

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 1

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 2

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)

1 ученик :

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

2 ученик:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…

Но нас учили Родину любить!

3 ученик:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!...

Ведущий: 1

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Ведущий: 2

В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.

Ведущий: 1

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.

Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра:

Как холодно и мама не идет

Быть может хлебушка, она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать

Голодной страшно мне идти в кровать

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

дай отдохнуть сначала ей.

1 ученик:

В эти дни невеселые

Мы росли во дворах

Годы были нешкольные,

Всюду слезы и страх.

Апельсины, бананчики

Кушать мы не могли -

На очистках картофельных

Все тогда мы росли.

Ведущий:2

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

Ведущий: 1

18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.

(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)

Ведущий: 2

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Сценка «Бабушка и внук»

(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)

Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему «свастика»

Внук: Мотоциклы мчатся…

(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)

Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!

Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…

Внук: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…

Внук: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!

Внук: Не пойду я в сарай!

Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.

Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.

Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.

Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…

Внук : Это голос Серёжи.

(Входит Серёжа)

Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…

Серёжа: Расстреляли, расстреляли!

Внук: Кого расстреляли?

Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.

(Все уходят со сцены)

Ведущий: 1

За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.

1 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас,

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и счастливых

По родной земле погребено?

2 ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий: 2

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Дети (хором)

- Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

- Победа

Во имя грядущих -

Дети (хором)- Победа

Ведущий: 2

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…

Группа детей исполняют песню «Победный марш».

Несколько пар детей танцуют вальс.

1 ученик :

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей Руси!

2 ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,

Но закончилась победой шесть десятков лет назад.

Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,

Когда, наконец, прекратилась война!

3 ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.

Книгу я прочитаю. Увижу в кино.

Но так трудно сегодня поверить мне,

Что прадедушка мой был убит на войне.

4 ученик:

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Ведущий: 1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.

Учителя исполняют песню «Живые помнят»

Ведущий: 2

Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.

1 ученик:

2 ученик: Мир - это главное слово на свете,

3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!

4 ученик : Мир нужен детям!

5 ученик: Мир нужен взрослым!

6 ученик: Мир нужен всем!

Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»

Живые помнят о живых,

О тех, кто рядом был когда-то

Легенды сложены о них,

О верных подвигам ребятах.

Все помнит русский наш солдат:

С кем ел из котелка он кашу,

Махоркой, порохом пропахшей.

Об этом трудно вспоминать, -

Да только горя не забудешь

Россию, как родную мать,

Горячим сердцем не остудишь!

Живые помнят о живых…

(Весёлый музыкальный фон) Ребята выбегают, кружатся в хороводе, игру прерывает тревожный звук (возможно радиосообщение Левитана о начале войны), дети замирают.

1 Шло детство, и спела клубника…

Нам день обещал тишину.

2 И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

3 Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

4 И болью огромного роста

Набат подымался, как крик.

5 И было нам детям непросто

Понять этот скорбный язык.

6 Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

1 На блюдце забытом клубника

Сочилась как алая кровь… (разбавленная гуашь)

(звук самолёта и взрывов) Дети приседают, пригибаются к земле, закрывают головы, ползут за сцену.

Выходит по очереди другая группа детей.

Утро первого дня войны…

Девочка в руке держит рисунок, на котором изображен самолет.

Чёрные толстые самолёты… Они гудят низко…Над самой землёй.

Десятки самолётов. С крестами. Они закрыли небо, закрыли солнце. Ужас! Посыпались бомбы… Беспрерывно слышались взрывы. Я запомнил свои чувства, свой страх. Мы выскочили из дома, бежали куда-то по улицам… Мне казалось, что города уже нет, одни развалины. Дым. Огонь. Сначала горели отдельные дома, потом загорелся город. Животный страх!

Первые убитые…

Проснусь утром…Хочу вскочить, потом вспоминаю – война…и закрываю глаза. Когда она закончится? Война не скоро кончилась… Считают, четыре года. (Кричит) Четыре года стреляли… (с надрывом): А забывали - сколько?

___________________________________________________________________________

Мальчик (держит в руках рушник)

До этого я боялся только мышей. А тут сразу тысяча страхов….

Не так по моему детскому сознанию ударило слово «война», как напугало слово «самолёты». (звук)

«Самолёты!» - и мать нас сгребает с печи. А мы боимся с печи слезать, пока мать одного снимет, другой назад лезет. Нас – пятеро. И ещё – любимая кошка.

Нас расстреливают с птичьего полёта, кажется: это так низко, что нигде на земле не спасёшься. Мама нас, меньших, рушниками к себе привязывала, (показывает) а старшие сами бежали…

От этих огней…Моя душа работала и работала.. Мне никто не верит, даже мама не верила… Когда после войны стали вспоминать: «Ты не мог сам это запомнить, ты был маленький» Нет, я сам всё помню…Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: «Жить хочу! Жить хочу!» Боялся умереть, хотя что я мог тогда знать о смерти?

Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Я хотел ей оставить… маленький кусочек….И не смог.. Брат тоже не смог…(всхлипывает, вытирает слезы)

_________________________________________________________________________________

Мальчик. Я видел, что человек не может видеть…

Я видел, как солдат бежит и как будто спотыкается. Падает. Долго царапает землю, обнимает её…

Я видел, как гнали через деревню наших пленных. Длинные колонны. В рваных и обожженных шин[ е] лях. Там, где они ночью стояли, была обгрызена кора с деревьев…

Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили по ним паровоз…

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей. И бросали в огонь. В колодец. До нас с мамой очередь не дошла.

Я видел, как плакала соседская собака. Она сидела на золе хаты… Одна…

Я видел то, что человек не может видеть… А я был маленький…

У мамы осталось семеро детей на руках. Взрослые плачут – война, а мы не испугались. Мы часто играли «в войну», это слово нам было хорошо знакомо. Я удивлялась, почему мама всю ночь плачет, ходит с красными глазами. Только потом поняла.

Мы ели воду. В обед мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. Мы разливаем её по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Зимой и закрасить её нечем. Даже травы нет.

От голода брат съел угол печки. Мама брала последние вещи, на рынке меняла на картошку, кукурузу. Сварит мамалыги, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать?

Облизываем по очереди. А после нас ещё кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ещё и ей оставалось в кастрюле. После нас там ни одной капельки. Даже запаха еды уже нет.

Всё время ждали наших…

_________________________________________________________________________________

Человек может есть всё

Я знаю, что человек может есть всё. Люди в Ленинграде ели даже землю. На базарах продавали землю с разбитых и сгоревших продовольственных складов. Особенно ценилась земля, на которую пролилось подсолнечное масло, или земля, пропитанная сгоревшим повидлом. Наша мама могла купить самую дешёвую землю, на которой стояли бочки с селёдкой, эта земля пахла только солью…

_______________________________________________________________________________________

«Собака, миленькая, прости…»

У меня была мечта – поймать воробья и съесть… Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил… Очень хотелось жить..

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. Убивали нас голодом, убивали 900 дней… Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день, час, минута… люди сходили с ума от голода. Мысль о том, что можно съесть кошку или собаку стала обыкновенной.

Я иду из булочной, получила дневной паёк- 125 грамм хлеба. Навстречу мне - собака. Обнюхивает, слышит запах хлеба. Я поняла – это наше спасение. Я приведу собаку домой…

Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Вошли в подъезд. По ступенькам она поднималась за крохами хлеба. Я отдала ей его весь. Наша квартира на пятом этаже, хлеб кончился на четвёртом… Собака не идёт дальше. Смотрит на меня… Всё понимает… Я её обнимаю: «Собака, миленькая, прости… Собака, миленькая, прости…» Прошу её, упрашиваю. Очень хотелось жить.

В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен там стоять. Это – памятник блокадной собаке. Собака миленькая, прости…

__________________________________________________________________________________

Первой пришла эта девочка

Отец уже несколько лет воевал. Уже без него мне сшили первое платье за войну. Сшила его мама из портянок, они были белые, она их покрасила чернилами. Мне казалось, что я такая нарядная, такая красивая!

В школе впереди меня сидела девочка Аня. У неё погибли отец с матерью. Школа ей купила пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница пришла и положила всё это ей на парту. А мы сидели притихшие, мы завидовали, потому что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал: «Повезло как!» Он упала на парту и заплакала. Плакала навзрыд все четыре урока.

Вернулся с фронта наш папа, все пришли смотреть на него. И на нас, потому что к нам вернулся папа. Первой пришла эта девочка…

____________________________________________________________________________________

Я долго ждал папку

В День Победы мне исполнилось 4 года… На улице кричали: «Ура! Победа!» Прибежал к маме в землянку: она плачет. Я не понимал, почему она не радуется в такой день.

Шёл дождь, я взял прутик и мерил лужи возле нашей землянки.

Что ты делаешь? – спрашивали меня.

Меряю - глубокая ли ямка? А то папка будет идти к нам и провалится.

Женщины плачут, и мама плачет. Я же не понимал, что это такое «пропал без вести».

Я долго ждал папку. Всю мою жизнь.

_____________________________________________________________________________________

Я научилась молиться... Часто вспоминаю, как в войну я научилась молиться...

Сказали - война, я, и это понятно, в пять лет не воображала никаких картин. Никаких страхов. Но от страха, именно от страха, уснула. И спала два дня. Два дня лежала, как кукла. Все думали, что я умерла. Мама плакала, а бабушка молилась. Она молилась два дня и две ночи.

Я открыла глаза, и первое, что помню - свет. Яркий-яркий свет, необычайно яркий. Мне от этого света стало больно. Слышу чей-то голос, узнаю: это моей бабушки голос. Бабушка стоит перед иконой и молится.

"Бабушка... Бабушка..." - позвала я ее. Она не оглянулась. Не поверила, что это я ее зову... Я уже проснулась... Открыла глаза...

Бабушка, - потом спрашивала я, - как ты молилась, когда я умирала?

Я просила, чтобы твоя душа вернулась.

Через год умерла наша бабушка. Я уже умела молиться. Я молилась и просила, чтобы ее душа вернулась. А она не вернулась...

В то воскресенье... Двадцать второго июня...

Пошли с братом за грибами. Уже возвращались домой, когда услышали громовой гул. Гул шел с неба... Подняли головы: над нами штук двенадцать-пятнадцать самолетов... Тут же мы увидели нашу маму, она бежала к нам - плачущая, растерянная,

Потом... Еще через несколько дней... Из деревни Кабаки прибежала мамина сестра - тетя Катя. Черная, страшная. Она рассказала, что в их деревню приехали немцы, собрали активистов и вывели за околицу, там расстреляли из пулеметов. Среди расстрелянных был и мамин брат, депутат сельского Совета. Старый коммунист.

До сих пор помню слова тети Кати:

Они ему разбили голову, и я руками мозги собирала... Они белые-белые...

Она жила у нас два дня. И все дни рассказывала... Повторяла... За эти два дня у нее побелела голова. И когда мама сидела рядом с тетей Катей, обнимала ее и плакала, я гладил ее по голове. Боялся.

Я боялся, что мама тоже станет белая...

_________________________________________________________________

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискарёвского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Дети поочередно с разных концов кулис начинают выходить, натягивая черную нитку- колючую проволоку. Должно получиться подобие фото:

_____________________________________________________________________________________

Детская память… Полный вагон детей … Битком набитый…Никто нас не поил и не кормил… Первый раз остановились в Варшаве, какой-то старичок зашёл с полными карманами свёрнутых бумажек, на которых по-русски была написана молитва «Отче наш», и раздал каждому.

Привезли в концлагерь. Каждое утро стучал железный засов, входили офицер и красивая женщина, она по-русски говорила:

Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд.

Дети спотыкались, толкались, каши хотели все. Те, кого уводили кормить кашей, больше не возвращались…

_______________________________________________________________

Фашисты запрягали нас вместо лошадей, забирались в повозки, брали кнут и с громким хохотом погоняли. При этом кричали, чтоб мы пели на ходу. Они нас так и называли: «поющие лошади».

«Перед бараками стоял деревянный «козел» для порки. Экзекуции шли каждый день. За что охранники могли наказать? Даже за то, что им показалось, будто ты недостаточно быстро сдернул свою полосатую шапку, приблизившись к нему, или посмотрел слишком дерзко. Могли тебя тут же стукнуть рукояткой пистолета, или огреть хлыстом. Со мной не раз проделывали такую «забаву»: спускали на меня собаку, на пасть которой был надет намордник. Громадная собака сваливала меня с ног, катала по земле. Стоявшие вокруг охранники смеялись.

Стихотворение М. Джалиля

Они их собрали, Спокойно до боли,

Детишек и женщин... И выгнали в поле.

И яму себе Эти женщины рыли.

Фашисты стояли, Смотрели, шутили...

Затем возле ямы Поставили в ряд

Измученных женщин И хилых ребят.

Поднялся наверх Хищноносый майор,

На этих людей Посмотрел он в упор.

А день был дождливый, Касалися луга

Свинцовые тучи, Толкая друг друга.

Своими ушами Я слышал тогда,

Как реки рыдали, Как выла вода...

Кричали ручьи, Словно малые дети...

Я этого дня Не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи (Я видел всё это!),

Рыдая, ласкало детей Своим светом.

Как ветер ревел, Бессердечен и груб,

С корнями тот ветер Вдруг вывернул дуб.

Дуб рухнул огромный Со вздохом тяжелым.

И в ужасе дети Вцепились в подолы.

Но звук автомата Сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила Извергам мать!

У сына дрожали Ручонки и губки.

Он плакал в подол Ее выцветшей юбки.

Всю душу ее На куски разрывая,

Сын будто кричал, Уже всё понимая:

«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»

Нагнувшись, взяла его На руки мать,

Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете, Мой маленький, нас,

Нет, больно не будет... Мгновенная смерть...

Закрой только глазки, Не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем. Нет, лучше от пули

Мы вместе умрем». Он глазки закрыл,

Пуля в шею вошла... Вдруг молния

Два осветила ствола И лица упавших,

Белее, чем мел... И ветер вдруг взвизгнул,

И гром загремел. Пусть стонет земля,

Пусть рыдает крича; Как магма, слеза

Будет пусть горяча! Планета!

Живешь миллионы ты лет, Садам и озерам

Числа твоим нет. Но видела ль ты

Хоть единственный раз Позорнее случай,

Чем тот, что сейчас? Страна моя,

Правда на знамени алом! Омыто то знамя

Слезами немало. Огнями той правды

Громи палачей За детскую кровь

И за кровь матерей!

Песня «Дети войны» - солирует 1 человек, остальные по ходу песни начинают небольшими шажками подходить ближе к солирующему, затем по очереди выходя из «заточения» встают внизу под сценой и на сцене, зажигая свечи.

После песни все стоят на своих местах.

Ребенок:

Мы говорим о войне мало. Единственное, что у нас с сестрой оставалось от войны – покупали куклы.

Сестра знала, лучший подарок для меня – кукла. Росли наши дети – мы дарили им куклы. Мы дарили куклы всем нашим знакомым.

Первой не стало нашей мамы, потом папы, и мы ощутили, сразу почувствовали, что мы последние. У той черты. У того края… Мы – последние свидетели. И наше время кончается. Мы должны говорить. Наши слова – последние…

_______________________________________________________________________________

Агрипина Воронцова
«Дети войны». Сценарий литературно-музыкальной композиции по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет

"Дети войны "

Цель мероприятия : воспитание патриотизма , чувства долга, формирование у детей гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Задачи :

1. Формировать у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

2. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа;

3. Научить передавать собственные чувства, развивать умения передавать чувства других.

Предварительная работа : подбор песен военных лет, костюмы (военных лет, оформление сцены , репетиции, приглашения для родителей.

Возраст детей : 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Длительность : 35 минут.

Место проведения : музыкальный зал.

Звучит на фоне песня "Дети войны " исп. Владимир Генов

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны "

Ведущий : Наступил 2018 год. Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы.

Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы. На братских могилах никогда не увядают цветы.

Для сегодняшнего поколения молодых война как миф , как очень далёкое прошлое.

Дети заходят под песню "Помни" исп. Лидия Мальцева (Волшебники Двора)

Стих читает ребенок

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не также светит,

Или вянут травы в садах.

Почему люди все на рассвете,

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это война ?

Ведущий : А может, не было войны ? Нет, была! И она коснулась не только взрослых, но и детей .

Дети встретили войну в разном возрасте . Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. В загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Она обрушилась на детей так же , как и на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое : дети и кровь , дети и смерть . В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий . Но порой эти усилия оказались тщетными. И тогда дети беспощадной волей войны оказались в пекле невзгод и страданий.

Они часто вели себя как герои, осилили и вынесли то, что и взрослому одолеть не всегда под силу.

Танец "Все о той войне - Дети войны "

Ведущий : Лето 1941 года начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветными коврами стелились цветы на лугах. Лето обещало много радостей в каникулы. Группа детей едет к морю в пионерский лагерь “Артек”. В ночь на 22 июня фашистские корабли подошли к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям? Знали!

Нет точной статистики, сколько детей погибло . Но известно – многие сотни. Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненые солдаты. Литовский мальчик Миколас Слуцких, ставший писателем, напишет об этом рассказ “Живите”. “Живите”! – слова умирающего солдата, обращённые к детям. “Живите”! – напутствия им, детям “сороковых, пороховых”.

Стих читает ребенок

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней - молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет

СЛАЙД 11-13

Песня "Белые панамки"

А мы не стали памяти перечить

Р. Рождественский

1 ребенок

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

2 ребенок

Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война .

3 ребенок

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила ,

Своих детей для жизни сберегла .

4 ребенок

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне .

Ведущий : Дети военной поры , которые по возрасту не могли попасть на фронт, так же в полной мере испили чашу военного лихолетья. Они стояли у станков, заменив ушедших на фронт отцов, работали на полях, помогали в медсанбатах.

Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.

Ленинградские дети ” - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль, “Ленинградские дети ” - и навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города. Дети-старички , неулыбчивые, молчаливые, вялые. Они сейчас стали ветеранами – дети войны . А память хранит всё в сердце.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра. Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать…

Брат. А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть,

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра. А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б всё одна?

Брат. Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

Сестра. А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго) . Не вздумай хныкать перед ней! Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий : Страшное слово война…и далёкое…

Мы счастливые люди, потому что не слышали бомбёжки,

Не видели смерть и разруху,

Не знаем, что такое нетопленое жилище и голод.

Выпускники школ шли умирать за Москву, школьники после уроков, работали на швейных и обувных фабриках и даже делали на заводах снаряды для фронта. Они падали от усталости и голода, но не сдавались. Их маленькие сердца горели священной любовью к Родине и ненавистью к врагу. Они проявляли мужество, становились героями и приближали победу.

Стихотворение читает ребенок

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете –

В окнах свет и нет войны !

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы :

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой

Сыновья в военных формах,

И мужья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой .

Здравствуй, воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

Красной Армии солдат!

Ведущий : На земле самый лучший народ – дети . Как уберечь его в тревожном 21 веке. Как сохранить его душу и его жизнь. А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее.

Задача нашего поколения – сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениями. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны .

Сент-Экзюпери говорил : “Я родом из детства. Так должен говорить о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной” .

Стихи читают 5 детей О чём мечтают дети ?

1 ребенок

О чем мечтают дети ?

У нас мечта одна :

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна.

2 ребенок

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны ,

Ночью спят спокойно дети .

3 ребенок

Там, где пушки не гремят,

Там, где солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

4 ребенок

Взрослые, вас просят дети ,

Чтобы мир вы берегли!

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке Земли!

Песня "Мы дети твои - Россия " исп. Волшебники двора

Стих читает ребенок

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать .

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети , знатоки былого,

Играющие весело в войну ,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину. (В. Берестов)

Дети танцую с родителями "Майский Вальс" ипс. Ренат Ибрагимов

Загрузка...