ulybika.ru

Гибель хоккейной команды ввс. Как погибла хоккейная команда ввс Авиакатастрофа хоккейной команды ввс

28 ноября 2016 года в 22:15 по местному времени (06:15 МСК 29 ноября) при подлете к аэропорту колумбийского города Медельин исчез с экранов радаров самолет, на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа.

Вскоре стало известно, что . По предварительным данным, причиной трагедии могла стать нехватка топлива.

Среди пассажиров находились игроки и тренеры бразильского футбольного клуба «Шапекоэнсе», направлявшиеся на первый финальный матч Южноамериканского кубка колумбийской команды «Атлетико Насьональ». Вместе с футболистами летели также и журналисты из Бразилии, которые должны были освещать встречу.

По данным спасателей, упавший лайнер не взорвался, что позволило выжить части людей, находившихся на борту. Сколько человек выжило и сколько погибло, по состоянию на 11:15 МСК 29 ноября точно не известно. Сообщается, что среди доставленных в больницу есть игроки «Шапекоэнсе». Южноамериканская футбольная федерация (КОНМЕБОЛ) в связи с крушением самолета приостановила все футбольные матчи и прочие мероприятия.

История спорта, к сожалению, знает целый ряд авиакатастроф, в которых погибали выдающиеся игроки и целые спортивные команды. АиФ.ru вспомнил о семи из них.

4 мая 1949 года. Гибель футбольной команды «Торино»

4 мая 1949 года на подлете к городу Турину трёхмоторный самолёт Fiat G.212CP в условиях сильного тумана задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, после чего на большой скорости врезался в землю.

На борту самолета находились футболисты команды «Торино», возвращавшиеся в Турин из Лиссабона после матча с «Бенфикой». Все, кто находился на борту, погибли.

Команда «Торино» была сильнейшей в Италии в тот период. С 1946 по 1948 годы туринцы бессменно становились чемпионами Италии.

До финиша чемпионата 1949 года оставалось четыре тура. Во всех этих матчах за «Торино» играли футболисты молодежного и юношеского составов. Соперники в знак уважения к погибшим также выставляли на игры юниоров. В результате «Торино» и его погибшие игроки вновь стали чемпионами страны.

5 января 1950 года. Гибель хоккейной команды ВВС

5 января 1950 года при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в свердловском аэропорту Кольцово потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ли-2. Все 19 человек, находившихся на его борту, погибли. Среди них были 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, которая летела на матч чемпионата СССР против команды «Дзержинец».

Среди погибших были вратарь сборной СССР Гарри Мелупс , нападающие Иван Новиков и Зденек Зикмунд , родной брат легендарного тренера Анатолия Тарасова Юрий Тарасов .

Чудом избежал гибели один из самых известных советских хоккеистов Всеволод Бобров . Форвард опоздал к вылету, хотя самолет задержали из-за него на целых два часа. Сам Бобров писал, что его впервые в жизни подвел всегда исправный будильник, и он проспал.

Патронировавший команду ВВС Василий Сталин собрал новый состав команды во главе с Бобровым, который в течение последующих трех сезонов выигрывал чемпионат СССР.

6 февраля 1958 года. Гибель футболистов клуба «Манчестер Юнайтед»

6 февраля 1958 года авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways, совершавший рейс BE609 по маршруту Белград—Мюнхен—Манчестер, разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23, еще 19 получили ранения.

Этим рейсом из Белграда домой возвращалась после матча на Кубок европейских чемпионов английская футбольная команда «Манчестер Юнайтед».

В катастрофе погибли 8 футболистов «МЮ», три тренера и 8 журналистов, сопровождавших команду. Еще два игрока из-за полученных травм закончили футбольную карьеру. Легендарный тренер манкунианцев Мэтт Басби был тяжело ранен, но выжил и смог вернуться к работе.

В 1968 году Басби привел «Манчестер Юнайтед» к победе в Кубке европейских чемпионов. Среди победителей было два футболиста, выживших в авиакатастрофе в Мюнхене — Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.

15 февраля 1961 года. Гибель сборной США по фигурному катанию

15 февраля 1961 года авиалайнер Boeing 707-329 авиакомпании Sabena, совершавший рейс SN548 из Нью-Йорка в Брюссель, разбился при посадке в брюссельском аэропорту Завентен. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также 1 человек на земле.

В числе погибших оказались члены сборной США по фигурному катанию — 34 спортсмена и тренера, направлявшиеся на чемпионат мира в Прагу.

В знак уважения и скорби по погибшим Международный союз конькобежцев принял решение отменить проведение чемпионата мира в 1961 году.

11 августа 1979 года. Гибель футбольной команды «Пахтакор»

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском на высоте 8400 м столкнулись два авиалайнера Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы 7628 Челябинск — Воронеж — Кишинёв и 7880 Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск). На борту лайнеров находились 178 человек, все они погибли.

Рейсом 7880 летели 14 футболистов, тренер, администратор и врач футбольной команды «Пахтакор» (Ташкент). Они направлялись в Минск на матч чемпионата СССР с местным «Динамо».

Среди погибших были футболисты сборной СССР Михаил Ан и Владимир Федоров . Последний в составе олимпийской сборной СССР в 1976 году выиграл бронзовую медаль Игр в Монреале.

Потерявший игроков «Пахтакор» был усилен игроками из других команд союзного первенства. в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 3 лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге.

27 апреля 1993 года. Гибель сборной Замбии по футболу

27 апреля 1993 года военный самолет Buffalo DHC-5D (AF-319), на котором сборная Замбии летела на встречу со сборной Сенегала в отборочном турнире к чемпионату мира по футболу-1994, упал в море рядом с побережьем Габона. Погибли все 30 человек, которые находились на борту.

Помимо 18 футболистов погибли также президент Федерации футбола Замбии Майкл Мвапе , а также главный тренер Годфри Читалу . Читалу в бытность свою игроком участвовал в футбольном турнире Олимпиады-1980 и даже отметился голом в ворота сборной СССР.

7 сентября 2011 года. Гибель хоккейной команды «Локомотив»

7 сентября 2011 года авиалайнер Як-42Д авиакомпании «Як Сервис», совершавший международный чартерный рейс AKY 9633 из Ярославля в Минск, упал сразу после взлета. На борту, помимо членов экипажа, находились хоккеисты, тренеры и технический персонал команды «Локомотив» (Ярославль), летевшие на матч чемпионата КХЛ с минским «Динамо».

Из 45 человек, находившихся на борту, падение пережили двое — инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. За жизнь Галимова врачи сражались пять дней, однако 12 сентября он умер в московской больнице.

В числе погибших 26 хоккеистов, 4 тренера, а также врач, администратор и массажисты. Среди них были граждане России, Белоруссии, Латвии, Украины, Канады, Швеции, Германии, Словакии, победители самых престижных турниров мирового хоккея — чемпионы мира, Олимпийских игр, обладатели Кубка Стэнли. Были и совсем юные ребята, которые в январе 2011 года в составе сборной России выиграли чемпионат мира среди молодежных команд. Гибель «Локомотива» стала одной из самых страшных трагедий в истории мирового хоккея.

Первым ярким функционером в истории отечественного хоккея был Василий Сталин – сын вождя всех народов, создатель знаменитой команды ВВС.

Главный исторический факт, который сейчас ассоциируется с командой ВВС – авиакатастрофа 1950 года, в которой погибла большая часть ее состава. До крушения самолета с игроками ярославского «Локомотива» это была крупнейшая подобная трагедия в нашем хоккее.

Такие истории всегда привлекают внимание, в том числе и из-за окружающих их разнообразных мифов и загадок. Тем более если они связаны с легендарными личностями вроде Всеволода Боброва (почему не был в самолете – проспал, загулял или был недооформлен переход?), Вольфа Мессинга (предсказал трагедию или не предсказал?) и сразу двух Сталиных – самого вождя (узнал о гибели команды или не узнал?) и его сына (виноват в аварии или не виноват?). Все это придает делу таинственности и уводит от спорта куда-то в дебри конспирологии.

В итоге же о других событиях, составлявших историю «летчиков», говорится гораздо меньше. А ведь в трех следующих сезонах после катастрофы обновленная команда неизменно становилась чемпионом СССР! Три победы подряд – самая настоящая династия. На тот момент это был второй подобный случай в истории чемпионатов страны – после ЦДКА. А третий и последний (не считая армейской гегемонии) будет зафиксирован уже после распада Союза – в исполнении московского «Динамо».

Своим эпохальным достижением команда ВВС была обязана прежде всего уникальному тандему, состоявшему из Боброва (лидер команды и играющий тренер) и Василия Сталина, который фактически выступал в роли владельца и генерального менеджера.

Но если Бобров был признан живой легендой еще по ходу своей блистательной карьеры, то спортивная деятельность Сталина-младшего всегда воспринималась неоднозначно. Как, впрочем, и его личность в целом. Уж очень неординарной он был фигурой, в силу самого своего происхождения. Впервые за долгое время у лидера нашего государства был деятельный сын – и надо сказать, что в плане умения брать от жизни все «красный кронпринц» давал фору всем цесаревичам из дома Романовых.

Авиатор, мотоциклист, офицер, гуляка, бабник – чем не гусар середины ХХ века? Он как будто служил живым воплощением знаменитой отцовской фразы про «жить стало лучше, жить стало веселее». В роли спортивного функционера такой человек был просто обречен на оригинальность. Неслучайно позже для его характеристики очень часто использовалось совершенно несоветское слово «меценат».

Среди высокопоставленных болельщиков сын Сталина и в самом деле выделялся. Спортом он интересовался искренне, не отдавая дань новой моде, в отличие от членов брежневского Политбюро, которые вдруг разом увлеклись хоккеем вслед за генсеком. Василий еще в школьные годы с гордостью докладывал отцу о своих достижениях на футбольном поле, которых обычно бывало больше, чем в учебном классе. Да и позже, влюбляясь в небо, самолеты и девушек, о спортивных привязанностях не забывал. После войны два больших увлечения причудливо соединились, и когда сын Сталина занял пост командующего авиацией МВО, спортивный клуб ВВС обрел могущественного покровителя.

Факты свидетельствуют, что особенной близости с отцом у Василия не было. Но реализации его спортивных амбиций это не мешало. Да что там, один неизменный телефонный пароль «с вами будет говорить товарищ Сталин» (и поди разбери, который именно) помогал решать почти все вопросы. Да и сами авиационные ресурсы были немалыми – на «сталинских соколах» тогда не экономили.

Тратить их было куда. Почти одновременно в ведении молодого генерала оказались футбольная, хоккейная, баскетбольная, мотогоночная и даже конноспортивная (гусар же!) команды. Были и велосипедисты, и легкоатлеты... Первая в истории СССР победительница Олимпиады – метательница диска Нина Пономарева – и та представляла ВВС.

«В моих командах должны быть лучшие», – кратко формулировал свое менеджерское кредо Сталин-младший.

Естественно, эти лучшие брались не откуда-то, а из других команд. Но именно с селекции и берет начало предельно упрощенное восприятие деятельности «авиационного мецената». Это проявилось буквально сразу, в те самые годы. Оптовые закупки ВВС привели к тому, что болельщики стали переиначивать название команды – «Взяли Всех Спортсменов», «Взяли Весь Спартак», «Ватага Васи Сталина» и даже «Вася Взял Севу (Боброва)». Сейчас, наверное, звучало бы как «Вася Всех Скупил».

Разумеется, генерал активно пользовался своими возможностями для привлечения сильных спортсменов, которые надевали погоны с голубым кантом и получали повышенное довольствие. Но здесь он играл на конкурентном поле – аналогичные «силовые» ресурсы комплектования были и у ЦДКА с «Динамо». К примеру, большинство футбольных звезд этих двух тогдашних топ-клубов (неизменно выигрывали чемпионаты СССР с 1945 по 1951 год) в авиацию переманить не удалось. Да и из попавшего в пословицу «Спартака» игроки переходить, бывало, отказывались – как видный тогда бомбардир Никита Симонян. Вот и не поднялись «авиаторы» в футболе выше четвертого места.

В хоккее дела шли куда лучше – и с составом, и с результатами. Достаточно сказать, что за «летчиков» успели поиграть семь будущих чемпионов мира-1954.

Но при этом ВВС все равно не выигрывал свои чемпионаты в стиле тихоновского ЦСКА 80-х годов. В 1952 году для определения чемпиона потребовался дополнительный матч («летчики» обыграли ЦДКА – 3:2), а год спустя отрыв «сталинцев» от главных конкурентов был минимален (от ЦДКА – 1 очко, от «Динамо» – 2).

«Такой команды больше никогда ни у кого не существовало. И вряд ли будет. Люди все были совершенно разные. Объединяло их одно – то, чего так не хватает многим сейчас. Это порядочность. Не припомню случая, чтобы кто-то поступил нечестно по отношению друг к другу.

В спорте, и в частности в хоккее, я прошел большой путь. Со многими людьми пересекался, и в любой команде как из старшего, так и из младшего поколения хотя бы кто-то в чисто моральном плане выпадал из коллектива, совершал те или иные некрасивые поступки. В ВВС такого не было! Почему? Потому что команда подбиралась не столько по мастерству, сколько по человеческим качествам» . (Николай Пучков, «Советский спорт», 2003 год).

Кроме того, в отличие от позднейших времен, создание авиационного суперклуба не обосновывалось высшей государственной необходимостью. Для соблюдения «интересов сборной» еще не пришло время – с выходом советского хоккея на международную арену не спешили. Но и о «базовом клубе» не рассуждали даже на перспективу. Победа в чемпионате СССР была самоценной величиной – удивительное время для нашего хоккея.

На первом месте для Василия Сталина всегда стоял личный интерес, иногда маниакальный. Он знал своих игроков поименно, с некоторыми и вовсе поддерживал приятельские отношения (особенно с Бобровым, перед которым по-своему преклонялся – позже об этом даже снимут довольно неплохой фильм) и всегда был готов помочь.

Потому и суть «сталинской селекции» была прежде всего не в предложениях, от которых невозможно отказаться (отказывались, кто очень этого хотел), а в создании условий для игроков. Для советского спорта это не было такой уж новинкой, но благодаря ВВС главное его противоречие – любительство на бумаге и профессионализм на деле – стало особенно заметным. «Нельзя ставить рекорды и выигрывать матчи после 6–8 часов работы на заводе», – убеждал сын вождя. Его методы мотивации позже будут осуждены, но в итоге все молчаливо согласятся с тем, что для больших побед советские спортсмены должны быть профессионалами, получая неплохую зарплату и прочие блага.

В то же время, в империи ВВС речь не шла о достижении каких-то сиюминутных результатов и только. Приходило понимание, что для дальнейшего роста нашему спорту нужен инфраструктурный прорыв. В хоккее вопрос стоял весьма остро - в стране попросту не было приличных арен с искусственным льдом. Доходило до того, что ведущие клубы ездили на предсезонку в ГДР, где тренировались на катке, построенном при каком-то крупном мясокомбинате. Идеей построить большой крытый дворец загорелся Василий, но воплотить проект в жизнь не успел, в отличие от ряда других тренировочных объектов. Позже много будут заниматься инфраструктурой и другие высокопоставленные «шефы» армейских команд – например, маршал Гречко.

Разумеется, у ситуации, при которой сын вождя уделял спорту повышенное внимание, имелась – при его взрывном характере – и другая сторона. Отправить провинившегося чем-нибудь игрока на гауптвахту или отослать в дальний гарнизон? Было такое (правда, гнев обычно быстро сменялся на милость). Уволить тренера за то, что он позволил себе слегка похвалить соперника? Обязательно. Давать команде установку на игру? Почему бы и нет, что тут мудреного-то – обвел и забил. Устроить разнос после поражения? А не надо проигрывать, ВВС должен выигрывать!

«Каким человеком был Василий Сталин? Судить не берусь. Я тогда был, в сущности, мальчишкой и ни во что особенно не вникал. Безусловно лишь одно. Он был крайне нетерпим к возражениям. Даже Всеволод Бобров, которого Василий Сталин буквально боготворил, не осмеливался ему возражать. Да это было и бессмысленно.

Сейчас, задним числом, думаю, что у Василия Сталина не было того, что принято называть чувством меры. Вероятно, бесконтрольность, к которой он привыкал годами, развратила его. Мог подарить, сняв с руки, золотые часы, а мог и неожиданно несправедливо и даже грубо обрушить упреки…» (Виктор Тихонов, «Кумиры. Тайны гибели»).

И все-таки у большинства бывших «летчиков» даже спустя годы остались в основном положительные воспоминания о своем прежнем «ведущем эскадрильи».

«В художественных фильмах его показывают дураком, деспотом, самодуром. Не буду говорить про его взаимоотношения с кадровыми военными. Но своих спортсменов он искренне любил, хорошо знал о нуждах каждого, старался обеспечить всем необходимым - по мере возможности. А возможности и вправду имел немалые». (Виктор Шувалов, «Труд», 2013 год).

«Спортивным руководителем он был прекрасным. Вел себя с нами просто как старший товарищ. Никогда не делал грубых замечаний. Пытался давать советы, но не навязывал своего мнения, понимая, что нам, хоккеистам, виднее, как играть.

Бобров обычно спрашивал его мнение, и Сталин высказывал его. И когда чувствовал, что говорит не то, спрашивал: «Что, Всеволод, неправильно я говорю?». Тот так пожимал плечами и слышал в ответ: «Ну ладно, тогда ты дальше продолжай, я помолчу». Василия Иосифовича никто не боялся, и в то же время его все безмерно уважали» (Николай Пучков, «Советский спорт», 2003 год).

Сам Василий предвидел, что отмерено ему не так много – и в спорте, и вообще. «Я жив, пока жив отец», – часто говорил он, и оказался прав. Смерть генералиссимуса подвела черту и под «гусарством», и под яркой историей авиационного спорта, в том числе хоккейного суперклуба. Он был расформирован уже в мае 1953 года, практически сразу после ареста своего куратора, в один момент лишившегося могущества. В числе прочих прегрешений сыну Сталина инкриминировали и завышенные траты на спорт – наверное, это был единственный подобный случай за всю историю СССР.

«Стремясь к популяризации своего имени, Сталин В.И. добился создания при ВВС МВО 8 штатных спортивных команд численностью до 300 человек, на содержание которых ежегодно расходовалось свыше 5 миллионов рублей. Эти спортивные команды комплектовались из числа спортсменов-профессионалов, которые переманивались из других спортивных обществ.

Для спортсменов ВВС МВО создавалось привилегированное положение, им в первую очередь предоставлялись квартиры, присваивались офицерские звания, выдавалось летно-техническое обмундирование и отпускались значительные средства на премирование и удовлетворение других их прихотей, чем ущемлялись интересы личного состава ВВС МВО». (из следственного дела Сталина В.И., «Василий, сын вождя», Сухомлинов А.В.)

Следствие, предсказуемо окончившееся обвинительным приговором, длилось два с половиной года (характерный штрих – бывшие спортсмены-«летчики» охотно скидывались на передачи угодившему в опалу шефу). За это время сборная СССР – с немалым количеством бывших игроков ВВС в составе – успела победно дебютировать на международной арене. В советском хоккее начиналась новая эпоха, где уже не было места ни «авиационному меценату» (который в итоге отсидел свою восьмерочку, а потом быстро умер), ни его главному детищу.

«Осиротевшие» игроки во главе с Бобровым влились в состав ЦДКА. Поглотивший мощного конкурента армейский клуб, сменив несколько названий, оставался главной силой в чемпионате СССР вплоть до конца 80-х годов. За это время ни одной другой команде не удавалось выиграть золотые медали даже два раза подряд.

Конец же гегемонии армейцев, как и в случае с «летчиками», случился из-за крупных политических перемен в стране. Падение «железного занавеса» привело к массовой потере лучших игроков, устремившихся за границу, и закономерной утрате лидерства в советском хоккее, который и сам уже доживал последние дни.

В этом и заключается главная опасность для создаваемых в России суперклубов – неважно, при каком режиме. В условиях сохранения тесной связи хоккея с государственной машиной, малейшие ее колебания могут заключать в себе угрозу для существования любой династии.

    7 января 1950 года при заходе на посадку в свердловском аэропорту Кольцово разбился самолет «Си-47», известный как «Дуглас», пассажирами которого были 11 хоккеистов ВВС МВО, их врач и массажист. Но только сейчас нам стала известна точная причина трагедии.

    Лишь спустя 19 (!) лет автор этих строк, приложив немало настойчивости, убедил Главлит дать разрешение на публикацию самой первой в стране информации о трагедии в Кольцове. В результате на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей», тогда воскресного приложения к газете «Советский спорт», в номере от 26 января 1969 года появилась корреспонденция, в которой впервые сообщалось, что 7 января 1950 года разбилась команда ВВС, поименно назывались погибшие хоккеисты и сопровождавшие их врач и массажист. А вот экипаж погибшей машины не был представлен, в то время я еще не знал имен летчиков.

    Молчание как норма жизни

    Полное молчание в связи с авиакатастрофой под Свердловском не было случайным. На протяжении десятилетий цензурой запрещалось сообщать о землетрясениях в нашей стране или крушениях поездов, о разбившихся самолетах. Даже о Чернобыле (уже при Горбачеве) мы узнали позже, чем весь мир. А что говорить о 1950 годе? По радио, с киноэкранов, из книг звучало, что советская авиация — лучшая в мире, а тут погибает краснозвездный самолет (экипаж составляли военные летчики), правда, иностранного производства. К тому же катастрофа произошла спустя две с половиной недели после широко отмечавшегося 70-летия Сталина.

    Позднее мне довелось о гибели самолета с командой ВВС на борту рассказать на страницах выпускавшегося прежде еженедельника «Спортивная Москва» и журнала «Спортивная жизнь России». Неоднократно к этой теме обращался «Советский спорт», ставший единственной газетой, которая в прошлом году вспомнила об утрате, постигшей отечественный хоккей, в день 50-летия гибели команды ВВС.

    Публикации вызвали отклики. Однажды мне позвонила Евдокия Илларионовна Зотова, жена командира воздушного корабля. Она рассказала, что 38-летний майор Иван Зотов был участником двух войн — финской и Великой Отечественной, его наградили двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». Осталась у него дочь. Но главное, что мне сообщила вдова, — имена членов экипажа. Помимо Зотова это второй летчик В.Тараненко, штурман капитан А.Пономарев, борт-механик капитан М.Фомичев, радист лейтенант М.Демченко и механик старший сержант Д.Лукьянов. Потом эти имена обнародовал «Советский спорт», присовокупив их к печальному списку команды ВВС: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.

    Отклики поступали разные. Та же Зотова считала, что в гибели самолета повинен в первую очередь сын вождя Василий Сталин, которого она назвала самодуром. Зная, что лететь из Казани на Урал (сначала был взят курс на Челябинск) нельзя по погодным условиям, он тем не менее дал команду на взлет, и ее муж как военный человек не мог ослушаться генерала.

    Роковая инициатива Бочарникова

    Все это так. Василий Сталин действительно разрешил продолжать полет, несмотря на непогоду, но он это сделал по настоятельной просьбе Бочарникова, который, едва «Дуглас» приземлился в Казани, побежал звонить Хозяину, как спортсмены ВВС называли командующего авиацией Московского военного округа. Зачем позвонил в Москву? Хоккеисты знали, что по метеоусловиям Урал закрыт, а потому им придется неизвестно сколько времени «ждать погоду». По-человечески нетрудно понять защитника Бочарникова, перед самым полетом назначенного генералом Сталиным играющим тренером. Хоккеистам не хотелось томиться в казанском аэропорту, они желали побыстрее прибыть к месту назначения. Тем более что по воздуху от Казани до Челябинска, как говорится, рукой подать. Никто никогда не узнает, зачем Бочарникову понадобилось добираться до Челябинска на самолете. Команда ВВС не опоздала бы на матч, воспользуйся она железной дорогой.

    Зотова винила в гибели самолета и Всеволода Боброва, которого хоккеисты тщетно ждали перед отлетом из Москвы целых два часа. Мол, не будь этой задержки с вылетом, глядишь, прямиком бы пошли на Челябинск, небо над Уралом было еще чистым. Но история не терпит сослагательного наклонения…

    К сожалению, до последнего времени не удавалось узнать точную причину гибели «Си-47». Жена командира разбившегося воздушного корабля считала, со слов сослуживцев мужа, что «Дуглас» рухнул из-за потери центровки. Зотов не смог выравнять самолет якобы на высоте 200 метров. Но почему? Что случилось у летчика из полка правительственной связи? Говорили, что, по всей вероятности, на борту началась паника, по какой-то причине пассажиры, видимо, бросились в хвост машины. Из-за этого могла произойти потеря центровки…

    Заслуженный юрист России, полковник в отставке Андрей Сухомлинов, автор книги «Эдуард Стрельцов. Трагедия великого футболиста», недавно выпустил еще одну книгу — »Василий — сын вождя», немало поработав во всевозможных архивах, использовав не публиковавшиеся прежде документы и фотографии (по его просьбе мною написана одна из глав в этой книге). Благодаря помощи Сухомлинова теперь можно поставить точку в истории с гибелью хоккейной команды ВВС и тем самым завершить поиск, продолжавшийся более трех десятилетий, — причина катастрофы известна!

    Смертельная халатность

    Оказывается, расследование катастрофы под Свердловском проводилось сразу же после случившегося. Был составлен подробный акт, но его надежно упрятали (теперь он хранится в Центральном архиве Министерства обороны). А упрятали по причине секретности, которой, как я уже заметил, в стране окутывали сообщения о катастрофах, землетрясениях, стихийных бедствиях.

    НОРП — неудовлетворительная организация руководства полетами — вот что 7 января 1950 года привело к гибели 19 человек, в том числе 11 хоккеистов, многие из которых по праву считались сильнейшими в стране.

    Рядом с аэропортом Кольцово под Свердловском находится другой аэродром — Арамиль. Из-за халатности наземных служб в тот день приводные радиостанции на обоих аэродромах работали на одних и тех же частотах. Пономарев, штурман зотовского «Дугласа», попал на частоты радиостанций Арамиля, а самолет садился в Кольцове. Зотов направлял самолет по курсу и глиссаде, которые ему давал Арамиль, и шел по командам радиостанций этого аэропорта. В авиации это называется «золотая стрелка».

    Ветераны ВВС СССР, самые знаменитые асы, пояснили нам с Сухомлиновым, что если четко выполняешь указания с Земли, то приземляешься как положено. Даже при нулевой видимости. Но если строишь маршрут для захода на посадку по частотам одной радиостанции, а садишься на другой аэродром, то произойдет катастрофа, как с самолетом Зотова: с 30 метров он рухнул на землю за пределами аэродрома, потеряв пространственную ориентировку.

    Все это отражено в акте расследования. Никакой вины генерала Сталина в гибели команды ВВС нет.

    Александр Тихонов: Родченков? Кто назначил человека, выпущенного из дурдома, на такую должность? Четырехкратный олимпийский чемпион прокомментировал информацию от экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. 11.06.2019 21:30 Биатлон Волохов Юрий

    Где спрятан ключ к результатам Логинова, и в чем наши слабее Пидручного Юрий Цыбанев – о непознаваемом настоящем и непредсказуемом будущем российского биатлона. 25.03.2019 12:30 Биатлон Цыбанев Юрий

    Туктамышева и Щербакова будут кататься ночью в казино. Анонс турниров уик-энда Сегодня в 11 часов вечера по московскому времени стартует серия Гран-при. Место для первого этапа выбрано оригинальней некуда – это Лас-Вегас! 18.10.2019 08:00 Фигурное катание Тигай Лев

    Сергей Шахрай: Судьи не правы – Павлюченко и Ходыкин катались лучше китайцев Серебряный призер Олимпиады, чемпион мира и Европы Сергей Шахрай специально для «Советского спорта» подвел итоги короткой программы на первом этапе Гран-при по фигурному катанию в Лас-Вегасе. 19.10.2019 14:18 Фигурное катание Волохов Юрий

    ВВС: песня о прерванном полёте

    "Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел - не узнал". Строки Владимира Высоцкого будто специально писались о гибели легендарной команды ВВС.

    В наших рассказах об истории отечественных хоккейных чемпионатов придется сделать отступление от темы. Слишком уж тяжела была та трагедия, случившаяся более 60 лет назад...

    ВВС - Ватага Василия Сталина

    Трагедии в спорте – явление нередкое. Часто приходится слышать о тяжёлых травмах, болезнях, слишком ранней гибели спортсменов. Но отдельной строкой в этом чёрном списке стоят авиакатастрофы, жестокие и непоправимые удары судьбы, уносящие жизни не просто спортсменов, но и целых команд. В 1979 году при столкновении самолетов над Днепродзержинском разбился футбольный «Пахтакор», за 18 лет до этого при посадке в Брюсселе погибли более 30 фигуристов и тренеров сборной США. Весь мир помнит трагедию 1958 года с «Манчестер Юнайтед». Ну а в истории хоккея самой печальной и трагической датой остаётся 7 января 1950 года, когда в свердловском аэропорту «Кольцово» потерпел крушение самолёт «Ли-2» («Дуглас»), пассажирами которого были 11 хоккеистов знаменитой команды ВВС - цвет и гордость советского хоккея.

    Эту команду собирал по крупицам не кто-нибудь, а сам генерал Василий Сталин , сын вождя и отца всех народов, страстный любитель командных видов спорта. В 50-е годы Василий, сам военный лётчик, командовал военно-воздушными силами Московского военного округа. Его идеей-фикс было создание мощнейшего в стране спортивного общества, объединявшего в себе лучших игроков страны в самых разных видах спорта. Обладая огромными возможностями, генерал не скупился на обещания для спортсменов, которые по большому счёту получали немногим больше среднего рабочего. И, к чести Василия Иосифовича, слово своё он держал – попавшие под его опеку таланты получали квартиры, льготы, хорошие условия для тренировок, уверенность в завтрашнем дне. Любимцем Сталина-младшего был великий Всеволод Бобров, одинаково прославившийся как футболист и хоккеист. В первую команду военных лётчиков он так и не успел влиться полностью, но для второй стал основой и стержнем.

    В те годы аббревиатуру «ВВС» любители хоккея и журналисты расшифровывали по-разному от уважительного «Великая Верность Спорту» или «Выдающиеся Великие Спортсмены» до ироничного «Взяли Весь „Спартак“ или „Ватага Василия Сталина“. К моменту страшного происшествия „лётчики“ носили титул вице-чемпионов страны.

    Чёрный январь

    7 января, в первой половине дня, 11 хоккеистов ВВС, их врач, массажист, а также шесть членов экипажа вылетели специальным рейсов в направлении Челябинска, где у москвичей была запланирована встреча с местной командой „Дзержинец“ (нынешний „Трактор“). Погода с самого начала предостерегала от полёта на Урал. Атмосферный фронт не позволил воздушному судну с первой попытки долететь до Челябинска, и спортсменам пришлось экстренно садиться в Казани. Здесь перед новым капитаном команды Борисом Бочарниковым , который в то время был одним из лучших защитников страны, встал выбор – продолжать полёт или пересесть на поезд. До пункта назначения оставалось совсем немного, и на свою беду Бочарников выбрал первый вариант. В 90-е годы ходили слухи, что Василий Сталин был виновен в гибели хоккеистов, так как дал свой самолёт и приказал лететь. Но впоследствии выяснилось, что Борис Михайлович, хоть и посоветовался с начальником, решение всё же принимал сам. До игры оставалось ещё четыре дня, но капитан был трудоголиком и любил хоккей всем сердцем, а потому надеялся провести ещё пару-тройку тренировок.

    Лететь, впрочем, решили не в Челябинск, а в свердловский аэропорт „Кольцово“, который считался пригодным для приёма самолётов даже в сложных погодных условиях. А условия эти тем временем действительно превосходили все самые страшные прогнозы. Ли-2 в сумерках и снежной пурге начал заходить на посадку в аэропорту, но не сумел сделать это, несмотря на пять попыток. Шестой (по другой версии – третий) заход опытнейшего военного пилота Ивана Зотова оказался фатальным – самолёт врезался в землю, не долетев до полосы несколько сотен метров. Из 19 человек, находившихся на борту, не выжил никто. Команда ВВС погибла в одно мгновение.

    Подобные трагедии традиционно для СССР замалчивались в прессе, но закрытое расследование Минобороны позволило выяснить причину катастрофы. Оказалось, что к гибели целого хоккейного коллектива привели сразу несколько факторов. Тяжёлых метеоусловий не выдержал и надёжный аэропорт „Кольцово“. Он принимал все борта, летевшие на Урал, и здесь негативно сказался ведомственный подход. Свердловские диспетчеры в первую очередь сажали свои, пассажирские самолёты, а военному Ли-2 пришлось долго кружить в так называемой „зоне ожидания“. К тому времени, как ему разрешили приземлиться, уже окончательно стемнело, а пассажиры и члены экипажа стали откровенно нервничать. По основной версии, хоккеисты зачем-то забежали в хвост судна, и для пилотов это создало дополнительные проблемы.

    Но главной причиной крушения воздушного транспорта стала безалаберность и халатность наземных служб, решивших в тот день настроить приводные радиостанции на расположенных рядом аэродромах „Кольцово“ и „Арамиль“ на одну частоту. Штурман Пономарёв по ошибке стал принимать сигналы радиостанции „Арамиля“, хотя самолёт летел в Кольцово. Естественно, аэродром давал не те координаты, и пилот Зотов несколько раз подряд не сумел найти посадочную полосу. Последним шагом в пропасть стало включение прожекторов на самолёте, что в условиях снегопада создало эффект „световой стены“, которая закрыла видимость пилотам. Согласно формулировке Минобороны, к гибели 19 человек привела НОРП - неудовлетворительная организация руководства полётами.

    Погибшие

    В этом полёте без преувеличения погибли лучшие хоккеисты своего времени, потенциальные чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Именно они одними из первых в нашей стране освоили „канадский“ хоккей с шайбой. Именно они в составе сборной Москвы, а по сути – национальной команды Советского Союза в 1948 году приняли участие в исторических матчах с чемпионом Чехословакии командой ЛТЦ. Пражская дружина имела в своём составе целый ряд серебряных призёров Олимпиады в Санкт-Морице: форвардов Заброцкого и Конопасека, вратаря Модры, но в серии с советскими спортсменами они сумели взять лишь одну игру из трёх - 5:3 . Ещё одна завершилась вничью 2:2 , а третья ознаменовалась триумфом сборной Москвы - 6:3 .

    Жертвами авиакатастрофы стали лучший вратарь страны Харий Меллупс и великолепная тройка нападения Юрий Тарасов (брат великого Анатолия Тарасова) – Зденек Зикмунд Иван Новиков . Последние двое, кстати, были ещё и знаменитыми теннисистами: Иван становился пятой ракеткой страны, а Зденек в паре с Николаем Озеровым шесть раз выигрывал чемпионат СССР. Также при крушении погибли прекрасные игроки Борис Бочарников, Николай Исаев , Роберт Шульманис , Юрий Жибуртович , Евгений Воронин , Александр Моисеев и Василий Володин . На протяжении 20 лет их имена замалчивались, а впоследствии публиковались с ошибками и неточностями. Мы позволим себе почтить память не только погибших хоккеистов, но и всех остальных жертв этого полёта.

    1. И. Зотов - командир корабля, майор.
    2. В. Тараненко - второй лётчик.
    3. А. Пономарёв - штурман, капитан.
    4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан.
    5. М. Демченко - радист, лейтенант.
    6. Д. Лукьянов - механик, старший сержант.

    7. Иван Новиков - нападающий.
    8. Зденек Зигмунд - нападающий.
    9. Юрий Тарасов - нападающий.
    10. Гарри (Харий) Меллупс - вратарь.
    11. Роберт Шульманис - защитник.
    12. Евгений Воронин - защитник.
    13. Юрий Жибуртович - нападающий.
    14. Николай Исаев - вратарь.
    15. Александр Моисеев - нападающий.
    16. Василий Володин - нападающий.
    17. Михаил Альперин - врач.
    18. Алексей Галкин - массажист.
    19. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер.

    Их похоронили всех вместе на одном кладбище неподалёку от аэропорта. Захоронение из 19 небольших холмиков занимает значительную площадь, вокруг которой сооружено монументальное чугунное ограждение. В центре мемориала возвышается высокий обелиск с плитой из белого мрамора.

    Выжившие

    Однако не вся команда ВВС погибла в тот злосчастный день. Три хоккеиста волей судьбы остались жить, чтобы играть не за одного „того парня“, а сразу за 11 погибших товарищей. Все они не попали на этот рейс по разным причинам. Александра Виноградова спасла дисквалификация, полученная за то, что он разрезал Михаилу Гащенкову щёку коньком. Новичка команды Виктора Шувалова в Челябинск не пустил Василий Сталин, опасавшийся, что его могут не слишком приветливо встретить в родном городе. А с Всеволодом Бобровым и вовсе получилась почти голливудская история. Каких только слухов не ходило о чудесном спасении спортивного гения. Рассказывали, что будильник, исправно звонивший долгие годы, в этот раз неожиданно подвёл, что сам Бобров загулял предыдущей ночью и просто проспал. Да что там, фантазия людей дошла даже до предсказаний Вольфа Мессинга , лично знакомого с Иосифом Сталиным.

    Но всё объяснялось гораздо проще. Дадим слово партнёру Боброва по клубу и сборной Виктору Шувалову: „Про то, что Всеволод Бобров опоздал из-за загула или не прозвеневшего вовремя будильника, - всё это сказки. Ему только-только разрешили переход в команду ВВС, и на следующий после отлёта день он должен был с администратором команды Кольчугиным лично присутствовать при оформлении этого перехода в спорткомитете. Это было непременным условием “. Именно поэтому в Челябинск Всеволод отправился позже всех и поездом.

    »Трагедия с командой ВВС под Свердловском наложила отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь , - продолжает Шувалов. - О той страшной авиакатастрофе долго мало что было известно - по целому ряду соображений её просто-напросто постарались поскорее забыть. Но было горе близких, были реальные 19 гробов, была растерянность оставшихся в живых. Тех троих, которых не оказалось в спецрейсе военного самолета, вылетавшего по маршруту Москва - Казань - Свердловск.

    Я тогда совсем недавно уехал из Челябинска. Чем бы этот шаг ни был вызван, болельщиками такое воспринимается однозначно: «Предатель!». Я не без труда приспосабливался к новой жизни. И, конечно, был рад, когда узнал, что первая поездка будет в Свердловск и Челябинск - появилась возможность навестить родителей, повидаться с друзьями. Причём новый играющий тренер Борис Бочарников настоял, чтобы команда отправлялась на матч самолётом - мы очень серьёзно готовились к сезону, а трое суток пути поездом могли растренировать команду.

    Я, как и все, готовился к поездке. Но Василий Сталин сказал, как отрезал: «Виктора не берите!». На следующий день мы лично от Василия узнали, что вся команда и экипаж погибли. Бобров в это время ехал в поезде, и тормознули его на полпути - в Куйбышеве. Так от команды ВВС осталось три человека. Нас как будто оглушило".

    Воскрешение команды

    Генерал Василий Сталин не стал откладывать дело формирования новой команды в долгий ящик. Уже к семи вечера в штаб ВВС московского округа были вызваны оставшиеся в живых хоккеисты, которым сообщили о катастрофе и необходимости доиграть сезон.

    На следующий день в столицу Южного Урала поездом отправилась новая дружина, в состав которой помимо Виноградова (его дисквалификацию оперативно аннулировали), Шувалова и Боброва вошли вратарь Борис Тропин , защитники Андрей Чаплинский , Александр Афонькин и Евгений Рогов , а также форварды Анатолий Архипов и Александр Стриганов .

    В Челябинске на стадион пришлось бежать чуть ли не с поезда. Знавшие о трагедии болельщики приняли Шувалова с распростёртыми объятьями, забыв о том, что он переехал в Москву. Ту игру новая команда ВВС выиграла всухую со счётом 6:0 , причём хет-триком (по другим данным – покером) отметился Всеволод Бобров. После матча команда сразу поехала в Свердловск – на похороны погибших друзей.

    В дальнейшем возрождённые «военные лётчики» стали флагманом советского хоккея. В том печальном сезоне они не смогли взойти на пьедестал, заняв лишь четвёртое место, но затем три года подряд никто не мог отнять у них золотые медали. В команду пришли легендарные Николай Пучков , Виктор Тихонов , Павел Жибуртович , (брат погибшего Юрия), Евгений Бабич , а Бобров стал играющим тренером и главной ударной силой коллектива. Помимо медалей чемпионата страны команда ВВС выиграла Кубок СССР, была финалистом этого турнира. А тройка нападающих Бобров – Шувалов – Бабич многократно признавалась лучшей в стране.

    P. S. Напоследок - маленький штришок, вроде бы не имеющий отношения к той трагедии, и всё же. На вторую часть Суперсерии 1972 года сборная Канады летела в Советский Союз… двумя самолетами. По половине команды в каждом. Помятуя, между прочим, и ту, советскую катастрофу. Сделано это было по той причине, что это была первая сборная в истории Канады, в которой собрались все лучшие профессионалы. Чтобы в случае чего враз не потерять весь цвет канадского хоккея и было принято такое решение.

    Рассказывает Игорь Маринов:

    Когда в декабре 1992 года страна отмечала 70-летие со дня рождения Всеволода Боброва, мы по печальному обыкновению сокрушались о том, как безвременно ушел от нас этот неповторимый спортсмен. И вдруг вспомнилось: а ведь его смерть могла оказаться куда более ранней, не смилостивись в какое-то таинственное мгновение судьба над Всеволодом Михайловичем и не выдерни его из цепочки товарищей, которые морозным утром 5 января 1950 года поднимались по трапу «Дугласа» на Центральном аэродроме Москвы…

    Это были почти все хоккеисты команды ВВС. И все они погибли, когда «Дуглас Си-47», шесть раз заходивший на посадку в аэропорту Кольцово близ Свердловска, при последней попытке сесть рухнул на краю летного поля.

    Начальник полетов полковник Василенко, докладывая о причинах катастрофы, сразу же подчеркнул, что мысль о недостаточной квалификации экипажа следует отмести напрочь. Командир, майор Зубов, опытнейший летчик, руководил столь же умудренными и умелыми профессионалами. Его экипаж входил в дивизию Грачева, которая обслуживала членов правительства. Незадолго до трагических событий «Дуглас» Зубова вернулся из Тегерана, куда возил, кажется, Вышинского.

    Полковник Василенко сообщил, что в результате расследования у комиссии возникло шесть версий гибели машины. Вот две из них, которые считают наиболее вероятными.

    Было темно, мела поземка… Экипаж держал курс на два радиомаяка, расположенных один за другим. Но получилось так, что, попав на первый радиомаяк, выйти на второй они никак не могли. «Выходите на ангары!» - повторяли им с земли диспетчеры. В шестой раз - вновь на ангары. Оказалось, что сброшены обороты. Командир включил форсаж, машина полезла вверх, но было поздно - тяги не хватило: «Дуглас» лег на крыло, перевернулся и врезался в землю…

    Есть и другая версия происшедшего. Уже упоминалось о том, что в тот день мела поземка. Белым-бело было вокруг. Заходя на посадку, экипаж врубил мощные прожекторы, чтобы осветить полосу приземления. Внезапно ярко освещенная, струящаяся пелена метели могла показаться вспыхнувшими языками пламени. Ребятам, вероятно, почудилось, что самолет загорелся, и они бросились в хвост все сразу, гуртом. Самолет потерял управление и рухнул.

    Эти версии записаны мною со слов Николая Григорьевича Пучкова, одного из лучших вратарей в истории отечественного хоккея, который после катастрофы занял место основного голкипера команды ВВС. Вместе с другим прославленным хоккеистом, Виктором Григорьевичем Шуваловым, он помог автору рассказать о коллективе сухопутных «летчиков», которых настигла смерть воздухоплавателей.

    Кто же находился на борту «Дугласа» в тот трагический день? Прежде чем вспомнить всех поименно и более подробно рассказать о некоторых, вернемся к началу 1950-х годов…

    Просторная в те поры Арбатская площадь, возле которой мы, в зависимости от сезона, гоняли мяч или шайбу, не прорытая туннелями, открывалась взору вплоть до Воздвиженки. Оттуда или поближе, со Знаменки, где Министерство обороны, а в конце улицы - Кремль, вырывалась на большой скорости иномарка - может, «паккард», а может, «хорьх» - и мчалась, косо срезая пространство площади. Шарахались прохожие, вытягивались, салютуя, постовые; мелькали рядом с водителем генеральский погон, фуражка с высокой тульей, и шелестело вслед, пенилось восхищенными восклицаниями: «Вася, Василий Сталин чешет! Во дает, пацаны!» Автомобиль нырял под липы бульвара и рвал прямо к хитрому такому особняку за зеленым забором, что по правую руку, если ехать от центра. Эдак забавлялось и напоминало о себе непутевое чадо «отца народов» Василий Сталин.

    ВВС - это был он, Василий Сталин, страстно, безудержно и деспотично любивший спорт, на управление которым переносил немало черт, унаследованных или усвоенных им от папаши. Василий Сталин был строптив, капризен, вполне ощущал свою принадлежность в всесильному отцу и, вероятно, некоторым образом чувствовал свое избранничество как призыв к разнообразной деятельности, остановив выбор на спорте. Он учредил команды «летчиков» едва ли не по всем видам спорта, применяя один, но надежный способ укомплектования: сулил блага и давал их, благо своя рука владыка; он был командующим ВВС Московского округа сначала в звании генерал-майора, потом генерал-лейтенанта. А блага тогда, после войны, были редки, очень редки. Большинство уступало увещеваниям. Вот почему ВВС в те времена расшифровывали так: «взяли весь “Спартак”», «взяли всех спортсменов», «ватага Василия Сталина»… Все его команды либо становились чемпионами, либо прочно оседали в призерах - ватерполисты, баскетболисты, волейболисты, конники и кто там еще… Прилично выглядели и хоккеисты. Не давался только своенравный, как всегда, футбол, который крепко «оседлали» тогда команды двух недружественных Василию Сталину ведомств - ЦСКА (Министерство обороны) и динамовцы (МВД-МГБ).

    …Вместе с шестью членами экипажа «Дугласа» погибли 13 членов команды ВВС: вратари Харий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Гальперин и массажист Алексей Галкин.

    Основным голкипером ВВС в сборной страны был тогда Харий Меллупс, прежде выступавший за рижское «Динамо» - чрезвычайно колоритная фигура. Вратари тогда играли кто в кепке, кто в шапочке, а Харий - в чем-то вроде кепи с длинным козырьком, как у бейсболистов. От него неуловимо веяло чем-то заграничным. Нравилась его игра клюшкой, резкие выпады ею, стремительные выходы из ворот. На трибунах его любили и за спокойную броскость. Несмотря на молодость (ему едва исполнилось 22 года), Меллупс успел обрести яркую спортивную биографию. Он активно занимался боксом, в 1945 году на ринге, установленном на сцене Рижского театра оперы и балета, выиграл финальный бой у довоенного чемпиона Латвии в легчайшем весе Яака Кейстерсиса. Меллупс отличился и в футболе, где выступал в роли нападающего. Он играл в рижском «Динамо», потом в ВВС. Подвижность и быстроту реакции дополнял терпением и невозмутимостью, крепкой нервной системой - после пропущенной шайбы действовал даже лучше, чем до неудачи.

    Были в том самолете и бывшие спартаковцы, перешедшие в ВВС всей тройкой - Новиков, Зикмунд, Юрий Тарасов. Радио Би-би-си сообщило в те дни: «…погибли известные советские теннисисты Новиков и Зикмунд». Иван Новиков, которому еще не исполнилось тогда 25 лет, действительно, начинал свою спортивную карьеру как теннисист. В 1949 году он считался пятой ракеткой страны. В хоккее Новиков славился широтой маневра, обладал высокой скоростью, сильным кистевым броском.

    Зденеку Зикмунду шел 32-й год. Сын обрусевшего чеха (в 1920-е годы его отец был в числе руководителей Московского института физической культуры), Зденек имел солидную теннисную репутацию, особенно успешно выступал с многократным чемпионом страны Николаем Озеровым: первенствовал в парном разряде вместе с будущим спортивным комментатором с 1944 по 1949 год.

    27-летний Юрий Тарасов до 1944 года воевал на фронтах Великой Отечественной. Младший брат Анатолия Тарасова, знаменитого в будущем хоккейного наставника, он слыл смелым, энергичным и быстрым левым крайним. Вместе с Зикмундом и Новиковым они составляли слаженную тройку. Добрый, покладистый, «свой парень», Юрий особенно успешно и энергично действовал, когда приходилось выступать против старшего брата…

    Николай Пучков: «За мной прислали машину, привезли на “Сокол”, там был штаб Василия Сталина. В комнате увидел Шувалова, Чаплинского, Стриганова, Афонькина, еще кого-то, собрали всех, кто оставался в Москве, даже тех, кто кончил или собирался заканчивать играть. Нам всем было приказано тут же выехать в Челябинск.

    Календарные игры чемпионата продолжались. В Свердловске пошли в ангар, где они лежали. Были все: родители, жены. Приехали из Москвы Анатолий Тарасов, Владимир Никаноров, Михаил Орехов - цээсковцы. Земля, все перемешано, тела просеяны металлом. Блеснул новенький погон, майорский, Бориса Бочарникова, звание только-только присвоили…»

    …Бочарникову шел 31-й год, в этом турне предполагалось, что он выступит и капитаном, и играющим тренером. Бочарников считался одним из самых опытных защитников нашего хоккея, к тому времени он уже полтора года играл за ВВС, сменив бело-голубую динамовскую форму на желто-полосатую команды летчиков. Это был лихой хоккеист, крепко сбитый, твердо стоявший на ногах. Он, пожалуй, обладал всеми качествами классного защитника.

    Виктор Шувалов: «Погибших было 19 человек, но останки положили в 20 гробах, наглухо закрытых, потом поставили их на 10 “студебеккеров”, захоронили. Теперь там, близ аэродрома Кольцово, обелиск. Когда приходилось бывать в Свердловске, всегда приносили туда цветы. Вспоминаю, какой ужас пережили мои родители. Ведь они думали, что я разбился вместе с командой, не верили телеграммам, которые слал из Москвы. Пока не увидели меня на перроне вокзала в Челябинске, пока не пощупали руками - цел, жив, невредим! - все не верили. И немудрено: никаких официальных сообщений ведь так и не последовало, имена не были названы. Я же не попал тогда в самолет потому, что Василий Сталин, наш начальник и шеф, счел неудобным, чтобы я выступал в Челябинске перед болельщиками местного “Дзержинца”, откуда перешел в ВВС. Вот я и остался в Москве. Выходит, и в жизни остался».

    Те времена нынешнему молодому человеку, вероятно, трудно даже вообразить. Московские дворы полнились слухами: самолет обледенел и врезался в землю… Бобров опоздал и остался жив… Не исключена диверсия!.. И ни звука со стороны официальных, военных, гражданских или спортивных властей. Ни звука! Покров тайны, государственного секрета, который усердно напяливали в те годы не то что на катастрофы, на любой ничтожный пустяк в вящей бдительности перед происками мирового империализма, граничил с идиотизмом.

    По поводу необъявленной гибели команды ВВС люди терялись в разнообразных догадках. А тут еще, когда на «Динамо» выкатилась команда в знакомых желто-полосатых рубашках и диктор объявил все сплошь знакомые фамилии: Бобров, Виноградов, Шувалов, Жибуртович, Моисеев… - тут вовсе многие пришли в смятение. Вскоре, конечно, выяснилось, что Павел Жибуртович - брат погибшего Юрия, Анатолий Моисеев - однофамилец Александра, а Бобров… До сих пор старожилы трибун пересказывают большие и маленькие легенды о его чудесном спасении. Одна из наиболее популярных - Всеволод Бобров загулял с приятелями в ресторане.

    Предоставлю слово его тогдашнему одноклубнику. Николай Пучков: «Бобров никогда не вел аскетический образ жизни. Но я отвергаю предположение о том, будто застолье помогло ему опоздать на самолет и остаться в живых. Всеволод, надо заметить, как и другие, не любил летать. Когда можно, предпочитал поезд. А в тот раз тем более: у него еще не были выправлены по всей форме переходные документы в ВВС. Вот поэтому-то он и оказался не в самолете, а в поезде».

    Тот сезон 1950 года новая «эскадрилья ледовых летчиков», заменившая канувшую в небытие, закончила на 4-м месте. Зато потом… Преображенная, заново родившаяся команда ВВС во главе с Бобровым, капитаном и играющим тренером, показывала искрометный хоккей, тактически остроумный, уже тогда выявивший тренерский талант Боброва. Она неизменно побивала всех соперников. Три сезона подряд - с 1951 по 1953-й - летчики завершали чемпионат страны на первом месте. Слава Боброва, его команды, тройки Бабич-Шувалов-Бобров гремела необычайно…

Загрузка...